Как пользоваться серой картой и обязательно ли она нужна? Настройка бб по серой карте

Вы наверняка уже слышали о таком аксессуаре фотографа, как серая карта. После прочтения этой статьи вы сможете решить, нужна ли вам серая карта и как ее использовать.

Серая карта представляет собой ткань, картон или пластик, окрашенные в серый цвет таким образом, чтобы отражать 18% падающего света. Серую карту выпускают самые различные производители фотооборудования, она может выпускаться в самых разнообразных вариантах и самой разнообразной величины.

Приобрести серую карту необходимого вам размера и дизайна можно в фотомагазинах, наиболее демократичные цены можно увидеть в китайских Интернет-магазинах или на Ebay. Я, например, не стал заморачиваться с приобретением фирменной серой карты Kodak, а купил у китайцев первую попавшуюся и ничуть об этом не жалею. Также серую карту вполне можно изготовить самостоятельно, если у вас есть Фотошоп и принтер, в Интернете есть достаточно уроков на эту тему.

Серая карта применяется с двумя основными целями: для настройки экспозиции и для настройки баланса белого при съемке.

Настройка экспозиции с помощью серой карты

Серая карта позволяет точно настроить экспозицию, так как ее способность отражать 18% падающего на не света идеальна для экспонометра. Для замера экспозиции по серой карте ее помещают на место предмета, который планируется снимать и переключают фотокамеру в режим точечного замера. Производят замер экспозиции в режиме приоритета диафрагмы (устанавливают нужную диафрагму и запоминаютвыдержку, которую предлагает фотоаппарат, а затем устанавливают эту выдержку в режиме М) или же в режиме М (корректируют выдержку при установленной диафрагме, ориентируясь на показания экспонометра в видоискателе фотоаппарата). Важно точно разместить карту - если вы фотографируете, например, портрет, то карту размещают на том месте, где будет лицо модели. Также очень важно, чтобы плоскость серой карты была перпендикулярна оптической оси объектива. После замера и выставления настроек в режиме М производят съемку, при необходимости внося поправки.

Настройка баланса белого с помощью серой карты

Серая карта может оказать неоценимую помощь в настройке баланса белого, особенно для сцен со сложным освещением. Меня она не раз выручала при съемке в клубах, когда я по каким-то причинам был вынужден снимать в JPEG и, соответственно, лишался возможности подправить баланс белого в редакторе.

Для установки баланса белого в фотокамере есть соответствующий режим. Посмотрите инструкцию к своему фотоаппарату, чтобы узнать, как его найти, а затем сделайте замер баланса белого по серой карте, поместив ее в те условия, к которых вы будет снимать. Здесь возможны два варианта:

  • вы замеряете баланс белого по серой карте, фотокамера запоминает настройки и вы снимаете всю серию;
  • вы просто фотографируете серую карту, а потом при постобработке выставляете баланс белого для всей последующей серии по этой фотографии (этот способ подходит только в том случае, если вы снимаете в RAW).

Вот для каких целей служит серая карта. Если у вас появится желание ее приобрести, напишите в комментариях - я дам вам ссылку на китайский интернет-магазин, где вы сможете заказать себе серую карту прямо с доставкой на дом по низкой цене.

Удачи вам и правильной экспозиции!

П родолжу серию рассказов о том, как можно научиться создавать фотографии красивые.

И сегодня, в день праздничный, приглашаю вас познакомиться с лучшим моим другом и помощником.

Незаменимым, надёжным, практичным, эффективным...

Термином, фактором, приёмом, знанием...

Это - серая карта!

Для чего нужна серая карта ? Знаете?

Что такое экспозамер? Слышали?

Далеко не каждый фотограф сможет ответить на эти вопросы.
А знаете ли Вы, какую роль играет правильный экспозамер в создании красивых фотографий?

Если нет, сейчас узнаете.

Как часто вы сталкивались с такой историей?

Перед вами прекрасный сюжет, достойный фотосъёмки.

Вы достаёте фотоаппарат,
всматриваетесь в окошко видоискателя,
нажимаете кнопку затвора
и
получаете..

Да, фотографию. Но, далеко не всегда красивую или уникальную.

Поговорим об одной из причин неудач. О неправильном экспозамере.

Вот что удивительно...

Примерно один из ста фотографов, называющих себя продвинутыми или профессионалами, пользуется во время фотосъёмки простым устройством, которое называется серая карта .

Наверняка, Вы часто фотографируете в автоматическом или каком-то творческом режиме работы фотоаппарата.
Не особо задумываясь, что происходит в аппарате и благодаря чему, в результате, создаётся изображение.
И это – нормально.

Производители современных фотокамер позаботились о том, чтобы у Вас было меньше забот.
И чтобы фотоснимки получались наилучшими.
Для того и созданы автоматические режимы фотосъёмки, которые работают, чаще всего, корректно.

Но, бывают случаи, когда автоматика ошибается, экспозамер делает неправильно, и вместо хорошей фотографии Вы получаете нечто страшненькое.
Далеко не то, что Вам хотелось бы увидеть.

И если ЭТО (ну, иногда...) происходит, добро пожаловать в нашу историю.

Поговорим о том, что происходит и как это можно улучшить.

Обычных фотографов, мало понимающих в том, как нужно создавать фотоснимки, можно сравнить со столярами. Теми людьми, которые создают для нас обычную мебель.
А тех столяров, которые разбираются в тонкостях своей профессии, принято называть краснодеревщиками. Их квалификация, как Вы знаете, значительнее выше.

Так и с фотографией.

Фотографируют на свете обычные фотографы и творят на свете фотографы-художники.
Специалисты.
Мастера своего дела.
Люди, которые разбираются в тонкостях создания фотографии.
Те люди, которые и знают, и умеют создавать прекрасные фотоснимки.

Ручной режим лучше автоматического?

В глубинах корпуса фотоаппарата находится некое «умное» создание.
Робот ли, микропроцессор ли, не важно. Творение рук человеческих.

Микропроцессор этот измеряет количество света, отражённого от объекта, который фотографируете Вы. Проводит вычисления и выдаёт «решение», сколько этого света нужно подать на матрицу фотоаппарата.

Если это - «обычный» сюжет, и объекты фотосъёмки освещены «мягким» светом, фотографии, чаще всего получаются удачными.
К «обычным» сюжетам можно отнести портреты, пейзажные фотографии, городские пейзажи, объекты архитектуры.

А если Вы снимаете ярко освещённый снег, закат или снимаете предметку в контражуре?


Автоматика, частенько, ошибается в экспозамере и выдаёт Вам совсем не то, что хотелось бы.

Автоматика не позволяет получить на снимке изящество и совершенство объекта.

В том виде, в котором Вы видели его глазками.

Что делать Вам в таких, сложных для автоматики случаях?

Переходите в ручной режим работы фотокамеры!
Сами определяйте параметры фотосъёмки и создавайте снимки с качеством, намного более высоким, чем это делает автоматика.

Всё очень просто.

На матрицу Вашей «цифры» нужно подать строго определённое количество света.
И для этого Вам пригодится серая карта.

Знакомьтесь - серая карта!

Говоря по-научному, серая карта является эталоном средне-серого тона.
Её отражающая способность, 18%, находится строго посередине между белым и чёрным.

Это может быть кусочек плотного картона. Или более сложное «устройство».


Мы с Вами фотографируем что?
Самые различные объекты, освещённые различными источниками света.

И все наши объекты отражают свет по-разному.

Снег, например, является интенсивным отражателем.
Вязаная игрушка отражает света значительно меньше.
Чёрная сумочка отражает по-минимуму.
А сколько света отражает бликующая керамика?


Как устроена автоматика фотоаппарата?

Внутри фотоаппарата находится экспонометр.
Прибор для определения количества отражённого света.
Прибор этот, экспонометр, калиброван на значение 18%. Среднее значение серого цвета.

Что это значит?

Это значит, что если сюжет, который Вы фотографируете, отражает 18% света, которым он освещён, то это – правильно.
Для автоматики фотоаппарата, конечно же.

Другими словами - это правильный сюжет,
который должным образом освещён
и который отражает нужное количество света.

Для кого нужное? Для Вас? Ни фига!
Для автоматики Вашего аппарата!

Что в итоге?

Если Вы фотографируете «средне-серый», то есть, «правильный» объект, то и на выходе получите фотографию правильную.

А если объект оказался слишком светлым или слишком тёмным?
Мы попали, господа!

Автоматика недорогих цифровых фотоаппаратов... Да, и дорогих, тоже...

Иногда, ошибается и снимки получаются то слишком тёмными, то чересчур светлыми.

Безусловно, ошибки, допущенные во время фотосъёмки, Вы можете исправить в Photoshop.
Но и это не всегда получается корректно.

Вспомните Ваши бессонные ночи...

И что же нам теперь делать?

А, вот что!
Нужно сразу сфотографировать грамотно и красиво.

Чтобы на обработку полученных картинок уходило как можно меньше времени!

Потому, что по ночам спать надо, уважаемый Мастер!

УРА! Учимся прямо сейчас!

Лучшая теория – это практика. Поэтому, берите в руки фотоаппарат.

И приступим.

1. Переключите режим работы фотоаппарата с автоматического на ручной (М).

Ваша задача в том, чтобы лично сделать экспозамер и «указать» фотоаппарату, сколько отражённого света нужно подать на его матрицу.

2. Установите светочувствительность (ISO) фотоаппарата 400.

3. Вручную установите значение диафрагмы.

Для портрета, например, f/2.8, f/3.5, f/4.5 или f/5.6. Чтобы изображение человека было резким, а фон, как это принято в портретной фотографии, «ушёл» в зону не резкости.

Для пейзажа или фотосъёмки архитектуры установите диафрагму f/8, f/11 или f/16. Это необходимо, чтобы большая часть будущего изображения стала резкой.

С предметкой, сегодня, экспериментировать не будем. Слишком она разная. И мне не ведомо, какой у вас свет.

4. Поместите перед объектом серую карту так, чтобы она освещалась точно так же, как освещается объект фотосъёмки.
Подчёркиваю , точно также !

5. Посмотрите в видоискатель. На серую карту, конечно же! Поверхность серой карты должна занимать наибольшую часть видимого Вами пространства. Это нужно не для Вас, а для экспонометра.

Плавно и наполовину нажмите на кнопку затвора (кнопку спуска фотоаппарата).
Вы увидите (услышите, почувствуете или вам об этом скажет фотоаппарат), что в этот момент включилась встроенная система экспозамера.
Вполне возможно, в видоискателе фотоаппарата появится цифровое значение выдержки. Это может быть, например 1/60, 1/125, 1/250 доля секунды.

Внимание !
Вы вручную установили светочувствительность и диафрагму фотоаппарата (1-й и 2-й важнейший параметр).
А правильную выдержку (третий важнейший параметр) Вам подсказала автоматика!

И это - ПОБЕДА!

6. Установите на фотоаппарате ИМЕННО ЭТУ, нужную (правильную ) выдержку и фотографируйте!
Не забудьте, кстати, убрать серую карту... Вы не её фотографируете... И вспышка работать не должна!

Вот это да!

Вот в чём здесь хитрость.

Сквозь диафрагму объектива, которая открыта на установленную Вами величину, проникает свет определённой интенсивности.

Вы же измеряете не интенсивность, которую отражает снимаемый объект, а ту интенсивность, которую отражает серая карта.

Вы фотографируете эталон, который отражает именно 18% света. Понимаете?

Что теперь?

Экспонометр показывает, какую именно выдержку нужно установить, чтобы получить правильно экспонированную фотографию.
То есть, на какой выдержке нужно снимать, чтобы на матрицу попало нужное количество света.

Вот и всё!!!

Диафрагму Вы установили самостоятельно.
Выдержку, на которой нужно фотографировать, вам подсказал фотоэкспонометр.
Теперь матрица получит именно то количество света, которое ей необходимо.

Идеальные технические условия соблюдены!

Другими словами.

Диафрагма, которую вы установили плюс выдержка, которую вы измерили и есть та оптимальная экспозиция (экспопара), которая нужна для получения технически правильной фотографии.

И, ещё раз.

Выдержкой вы регулируете длительность времени , в течение которого свет попадает на матрицу.
А диафрагмой уменьшаете или увеличиваете величину отверстия , через которое попадает свет. То есть, регулируете его интенсивность.
А светочувствительность Вы уже установили.

Потренируйтесь, пожалуйста. Закрепите на практике эти очень полезные знания.
И сделайте это обязательно!

Вот, бросьте все ваши дела и сделайте!

Да, так, чтобы получилось! И доложите мне, ПОЖАЛУЙСТА, прямо здесь!
Здесь, на сайте. Здесь, в отзывах.

Мне это надо!
Вам это надо ЕЩЁ БОЛЬШЕ ! Надеюсь...

Ах, как же это просто...

Сфотографируйте с помощью серой карты. И вы увидите сами, как всё это просто!
И как это эффективно !

А совсем скоро придёт время, когда вам всё меньше и меньше захочется доверять автоматике.
И тогда Вы начнёте сами творить и создавать, не доверяя этот процесс никому.

Можно, конечно, всю жизнь ходить пешком.
А можно преодолеть трудности и научиться ездить. На автомобиле, к примеру.

И это повысит эффективность решения Ваших задач!
Так и при фотосъёмке.
Научитесь этому один раз!!! Это, как езда на велосипеде! Нужно научиться только один раз!

Просьба. С большим уважением.

Вот что я скажу вам, Мастер...
Мне известна великолепная технология обучения людей.
Эта технология не оставляет шансов не понять того, чему учат.
Поэтому... И без обид... Договорились?!!

Если ВЫ НЕ ПОНЯЛИ того, что сказано выше и не закрепили на практике пошаговую инструкцию о том, КАК ФОТОГРАФИРОВАТЬ ПРАВИЛЬНО...

Остановитесь, уважаемый...
И ------ шагом-марш! Вверх по тексту.

Читайте снова и снова. И постарайтесь понять ТЕОРИЮ.

А когда поймёте - закрепите её на ПРАКТИКЕ! Только так.
И только так Вы СМОЖЕТЕ ВЗЯТЬ ЗНАНИЕ!

Потому, что ниже вы увидите нюансы и тонкости, которые помогут Вам научиться создавать фотографии ещё более качественными...

ВЫ, надеюсь, меня поняли.

Действие следующее... Для гурманов от фотографии.

Или о том, что не ведомо некоторым "крутым" фотографам...

Перейдите в ручной режим фотосъёмки и максимально откройте диафрагму.

Через видоискатель фотоаппарата посмотрите на серую карту и, наполовину нажав на кнопку затвора, посмотрите на значение выдержки. Запомните эту величину.

А теперь измените угол наклона серой карты по отношению к объективу.
Совсем немного . Чуть-чуть!
Влево или вправо. Вверх или вниз.
И обратите внимание на то, что значение выдержки меняется.

Это я к тому, что когда Вы делаете экспозамер, будьте внимательны.
И к тому, также, что на эту тонкость, во время проведения фотосъёмки, многие фотографы не обращают внимания. За что и оказываются наказанными.

Чтобы не допустить ошибки в экспозамере, располагайте серую карту должным образом и как можно ближе к объекту.
И не забывайте делать новый экспозамер, когда меняете положение осветителей Ваших или отражателей.
Внимание ! Я дал Вам очень и очень серьёзный совет!



Серая карта на пленэре

Или как сфотографировать лесную ягоду красиво.



Давайте ещё раз потренируемся, как правильно делать экспозамер.

И опять конкретно:

1. Перейдите на ручное управление фотоаппаратом (М).

2. Установите светочувствительность (ISO) фотоаппарата 100 или 200.
Чем меньше чувствительность, тем меньше будет шуметь матрица. Тем меньше будет «зернистость» фотоснимка. И тем большим размером Вы сможете напечатать фотографию.

3. Выберите формат изображения RAW.
Это позволит Вам получить файл изображения, имеющий наилучшее качество. Файл, который будет содержать в себе 100% изображения, которое попадёт на матрицу.

4. Закройте диафрагму до значения, например, 11 (f/11).
Для увеличения глубины резкости будущего снимка, но не максимально.
Потому, что при максимально закрытой диафрагме, обычно, ухудшаются оптические характеристики объектива. И, конечно же, качество будущей картинки.

5. Возьмите серую карту в левую руку и расположите её рядом с ягодой.
Чтобы серая карта была освещена точно так же, как и ягода.

6. Возьмите фотоаппарат в правую руку. Поднесите его к серой карте и смотрите в видоискатель.
Так, чтобы изображение серой карты заполнило наибольшую часть поля кадра.

7. Плавно нажмите на кнопку затвора, не доводя до его срабатывания.
В этот момент запускается система экспозамера, которая определяет количество отражённого света.

8. Посмотрите на цифровое значение выдержки.
Вы помните, что величина диафрагмы уже выставлена заранее. И она неизменна.
Меняется другое - длительность выдержки. Она может быть различной: 1/4, 1/30, 1/125 доля секунды. Именно это значение выдержки – правильное для данного случая и сюжета.
Эта выдержка, в сочетании с ранее установленной диафрагмой и позволит получить Вам прекрасную фотографию.

9. Теперь желательно применить штатив.
Установите фотоаппарат на штатив и сфотографируйте ягоду. Штатив пригодится Вам для создания максимально резкого снимка. Фотографируйте, конечно же, с правильной выдержкой!

Ну, а если у Вас зима и ягоды только в банке? Не скажу, что делать надо. Сами придумайте!

Кстати.

Для того чтобы научиться красиво фотографировать ягоды, совсем не обязательно ждать осени и идти в лес. Тренироваться в экспозамере и фотосъёмке Вы можете где угодно.

Вот наглядный пример.



Обручальные кольца. Солнечный свет, рассеянный шторами. Правильно сделанный экспозамер.
Несколько секунд, чтобы сделать эти снимки, пока жених нервно докуривает на балконе.
И вот, результат. Не для выставки, конечно. Не для продаж. Для молодожёнов...

Пожалуйста!
Экспериментируйте с различными предметами.
Не только к теми, которые Вы создаёте руками умелыми.
Так Вы приобщитесь к ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ предметной фотосъёмке.
И получите новый опыт, который, ох, как пригодится Вам...

А как насчёт природы?

Если пейзаж освещён рассеянным светом, здесь всё просто. Установите значение диафрагмы, например, f/8 или f/11. Сделайте экспозамер по серой карте и фотографируйте.

Все объекты такого сюжета на фотографии окажутся хорошо проработанными

А что делать во время пейзажной фотосъёмки, если освещение контровое?

Экспозамер при контражуре.

Экспозамер сделайте таким образом, чтобы на фотоснимке максимально точно передать ту часть пейзажа, которую Вы считаете главной.

До экспозамера внимательно изучите сюжет вашего будущего шедевра.
И определите, что в этом пейзаже главное.
Или, как говорят профессионалы, определите сюжетно важную часть будущего снимка.

Решите для себя.
Главными будут фрагменты пейзажа, которые освещены ярким солнцем?
Или те, что освещены рассеянным светом?
А может быть та часть, что находится в тени?

Например.

На этой фотографии я сделал экспозамер в той части пейзажа, которая освещена рассеянным светом. Именно эти фрагменты пейзажа получились чётко «прорисованными» на снимке.
Зато «провалились» детали изображения, которые находятся в тени. И те, которые ярко освещены.

Да, в таком качестве и на мониторе, картинка смотрится "не очень".
Но, видели бы Вы её в размере 60х90 сантиметров! Чудо!!!

А вот ещё один пример фотосъёмки в условиях жёсткого освещения.

В этом случае мне пришлось не только сделать грамотный экспозамер, не только выбрать нужный момент, чтобы передать движение рыболова. Но и спрятаться от яркого солнца.
Это – тот самый случай, когда при фотосъёмке автоматика любительского фотоаппарата оказывается абсолютно бессильной.

Как Вы думаете, в какой части сюжета я размещал серую карту для экспозамера ?

Конечно же, в той, которая для меня являлась главной для этого сюжета.
Мне хотелось передать игру света и тени, которая причудливо подчёркивает фактуру весеннего льда.

Даже в ущерб лицу рыболова, которое оказалось темнее, чем хотелось бы.
Как вы думаете? Понравился этот снимок рыболову?

Серая карта при съёмке портрета.

А что делать, когда нужно создать фотопортрет классный?

Поднесите серую карту к лицу фотомодели, сделайте экспозамер. И всё! Все шедевры Ваши!



Нужно ли делать экспозамер по руке?

Можно, но не нужно. Отражательная способность кожи для каждого человека своя.
Когда Вы будете производить замер по собственной ладони или по лицу фотомодели, то ошибётесь с экспозамером.
Что, конечно же, ухудшит качество Вашего будущего фотоснимка.

Некоторые фотографы делают экспозамер по листве деревьев, кирпичам, бетону, асфальту или доллару.
И, неизменно, ошибаются.

Где найти серую карту?

Её можно приобрести в ближайшем фотомагазине.
Если нет, в Интернет Вы сможете найти множество предложений.

Существует мнение, что серая карта нужна только профессионалам.
Для того чтобы получить точный экспозамер и, в результате, изумительную по красоте картинку.

А Вы что, ещё не стали профессионалом? И Вам ещё не надоели скучные и невзрачные фотки?

Или пробил уже час, когда Вы решили значительно улучшить качество Ваших снимков?
Чтобы в результате получать значительно больше положительных эмоций.
И во время фотосъёмки, и во время просмотра готовых фотографий, и во время шелеста банкнот...

Надеюсь, Вы уже готовы к тому, чтобы услышать восторженные отзывы тех, кого Вы фотографировали.
И к тому, чтобы зрители делились с Вами своими позитивными эмоциями и радостью.

А радости много не бывает. Ведь, так?!!

Фирменная или самодельная?

Некоторые фотографы считают, что нужно пользоваться только фирменными серыми картами.
Безусловно, это правильное мнение.
Для тех профессионалов, которым важно выдержать нейтральный цветовой оттенок и точную цифру 18%.
Для тех, кто готов уплатить за фирменные изделия от нескольких сотен до несколько тысяч рублей.

А как быть Вам? Давайте, подумаем вместе...

Как сделать серую карту?

Есть вариант изготовить серую карту самостоятельно.
Не смотря на то, что профессионал, я пользуюсь самодельными серыми картами. Почему?

Много лет тому назад было сложно купить фирменные серые карты.
И я нашёл простое решение, которым пользуюсь до сих пор.

Пришёл в одну из фотостудий и, по фирменной серой карте Kodak , подобрал лист серого ватмана, имеющий светоотражающую способность 18%.
Этот ватман используют в багетных мастерских для изготовления паспарту к фотоснимкам и картинам.

Купил этот большой лист и обеспечил себя серыми картами на несколько лет.

После нескольких экспериментов пришёл к выводу, что для меня оптимальный размер серой карты - 10х15 см. Карманы у меня такие...

Знаете, что я делаю?

Вырезаю 2 фрагмента.
Обратными сторонами склеиваю их (клей ПВА), и выдерживают под прессом несколько часов.
Серая карта становится жёсткой и износоустойчивой.

После этого закругляю углы ножницами и промазываю торцы клеем.
Методика простая и проверенная на практике. Пользуйтесь!

Как правильно выбрать лист ватмана, когда нет эталонной серой карты Кодак?

Запустите Photoshop. Распечатайте на цветном принтере лист А4 с градиентом 18%.
Вот Вам и эталон.

Серая карта всегда под руками.

Некоторые производители аксессуаров для фотографов уже позаботились о нас с Вами.
Внутренняя поверхность и перегородки кофров (сумок для фотооборудования), зачастую, могут заменить серую карту.
Так что, если Вы, в горячке длительной свадебной фотосессии, потеряли свою любимую серую карту, у Вас есть шанс.

Представляете?

Фотограф выдирает что-то из своего кофра и трясёт этой тряпицей перед лицом изумлённой невесты, доказывая жениху, что делает экспозамер.
Интересно, что будет написано на лице невесты? Радость, счастье или другие эмоции?

Экспозамер – по серой карте!

Во время фотосъёмки Вы, конечно же, можете обойтись без серой карты.
Но, как часто у Вас будут получаться удачные фотографии?

Вот и всё!

Надеюсь, Вы уже получили ответ на вопрос: «Что такое экспозамер?».
И разобрались, для чего нужна серая карта.
Грамотный экспозамер всегда обеспечит Вам гарантированное качество снимков.
А это – ещё один фактор, благодаря которому Вы станете более успешным!

Искренне Вам этого желаю!

Да, чуть не забыл... Мне сегодня 55 лет! С чем я себя и поздравляю!

А Вам от меня - подарок. Моя история о тайнах серой карты.
Возьмите этот подарок. Научитесь им пользоваться.
И Вы станете побеждать чаще. Проверено!

2013 Виталий Гребенников
профессиональный фотограф

Серая карта (grey card) – фотоаксессуар с неявной полезностью для любителей и однозначной функциональностью для профессионалов. Чаще всего используется для правильной установки баланса белого (ББ).

Почему серая при работе над балансом белого ? Нейтральный белый найти практически невозможно; серая же карта является эталоном средне-серого тона (18% серый находится ровно посередине между белым и черным, если принять весь диапазон яркостей равным пяти ступеням). Ее можно использовать в качестве точки отсчета, в «привязке» к которой будут выстроены остальные цвета.

В пленочное время серую карту использовали чаще для определения правильной экспозиции. "Серыми" карты Kodak стали где-то в начале 1950-х годов; до того Kodak рекомендовал для определения правильной экспозиции использовать желтый конверт от фотобумаги Кодак. Методика, однако, очень похожа на советы по использованию серой карты: «Расположите конверт из-под фотобумаги Eastman перед снимаемым объектом. Поднесите экспонометр к конверту, не закрывая его тенью, и считайте показания» (Kodak Reference Handbook 1941 года). Путаница (серая или желтая правильнее и лучше?) усугублялась тем, что фотоаппараты меряют экспозицию, исходя из 12% серого, а карты имеют 18% серый – разница в полступени. Я не использую серую карту при экспозамере. Однако, правильная экспонометрия в современных цифровых фотоаппаратах прямо связана с правильностью цветового баланса, поэтому используя серую карту для установки баланса белого, вы обязательно поможете экспонометру.

Серая карта в качестве инструмента для правильного баланса белого настоятельно рекомендуется, хотя и требует дополнительных телодвижений, времени и усилий. Но сначала чуть-чуть лирики.

Цвет, как его видит человек – это свет, отраженный от объекта. Свет от различных источников (солнце, луна, лампа, вспышка) отражается от объекта и воспринимается человеческим глазом, который передает информацию в мозг. Однозначного ответа, что и как там происходит до сих пор не найдено (см. Цвет: философские вопросы), но для этой статьи примем, что яблоко может быть красным, зеленым или желтым в зависимости от того, какие волны света отражаются от его поверхности в большей степени.

Мозг интерпретирует полученную зрительную информацию, и мы видим цвет близким к тому, каким он должен быть – хотя в реальности оттенки меняются в зависимости от цветового тона источника света. Лист бумаги для человеческого глаза останется белым; в реальности же в офисе под флюоресцентным светом он будет отдавать в синеву, под ярким солнцем он может иметь желтоватый оттенок, в комнате с лампами накаливания оттенок уйдет в красный. Человеческий глаз способен адаптироваться к изменению источника освещения и видеть цвета более или менее одинаковыми в разных условиях. Глаза и мозг непрерывно подстраивают "баланс белого". А у фотоаппарата возможности самостоятельно адаптироваться нет, он будет видеть все "как есть".

Соответственно, технике нужно помочь. Суть в том, что нужен эталонный цвет в изображении. Серая карта, учитывая отраженный свет и его цветовой тон, легко выполняет эту функцию. Фотоаппарат и компьютер способны по изображению серой карты определить, какие цвета отражаются сильнее, и внести соответствующие поправки, делая их «правильными»: белый – белым, серый – серым, кожу – естественной, траву - зеленой. Осознанные «ошибки» ББ - например, подчеркивание закатного золотого солнца – оставим для отдельной статьи.

Повторим: одним из способов выставления «правильного цвета» является включение в снимок эталонного цвета с заранее известным нейтральным значением (серой карты). Графический редактор/фотоаппарат способны привести цветовой баланс к правильному отображению эталона и «вытянуть» в соответствии с ним остальные цвета на фотографии.

Приняты два основных метода работы с серой картой: настройка непосредственно при съемке (многие фотоаппараты позволяют использовать снимок серой карты для установки пользовательского баланса белого прямо в фотоаппарате) и второй – при последующей обработке в графических редакторах (используется снимок с изображением серой карты).

Что лучше – постобработка или пользовательская настройка баланса белого? Серая карта отлично работает при постобработке, но я предпочитаю использовать настройку фотоаппарата. Во-первых, меньше времени уходит на обработку фотографий. Но главное: при съемке в искусственном освещении с правильно выставленным балансом белого намного точнее работает экспонометр фотоаппарата. Например, некоторые источники света обладают сильным красным тоном. При таком освещении и автоматическом балансе белого, проверка экспозиции по гистограмме может обмануть – фотографии покажутся переэкспонированными (красный сдвинет гистограмму вправо) и вы начнете компенсировать экспозицию, чтобы сдвинуть гистограмму левее, и в результате останетесь с недоэкспонированными (темными) фотографиями.

Итак, действие первое: сделайте снимок, на котором будет присутствовать серая карта. Не стоит впихивать серую карту в каждый снимок – при одинаковом освещении можно использовать один референсный снимок для постобработки целой серии фотографий, сделанных в одинаковых услових освещения. Далее:

Установки пользовательского баланса белого в фотоаппарате (внутрикамерная настройка ББ)

    Сфотографируйте серую карту рядом с объектом съемки так, чтобы она находилась в тех же условиях освещения, располагалась в центре кадра и занимала возможно большую его часть, чтобы фотоаппарат смог считать значения. Используйте автоматический баланс белого и P (программный автоматический) режим.

    В меню фотоаппарата выберите «пользовательский баланс белого». Фотоаппарат попросит указать на референсную фотографию. Выберите фотографию серой карты и подтвердите выбор, нажав “OK”.

    В установках фотоаппарата выберите иконку пользовательского баланса белого (custom white balance ) – баланс белого установлен.

    Не забудьте при изменении освещения поменять настройки, а по окончании сессии сбросить их (по своему опыту знаю, что ничто так не портит фотографии, как забытые с прошлой сессии настройки).

Процедура для разных моделей фотоаппаратов подробно описана в соответствующих Руководствах по эксплуатации.

Установка баланса белого по серой карте при постобработке.

Я использую инструмент настройки баланса белого в Adobe Camera Raw независимо от того, в Raw или Jpeg сделан снимок. Если вы используете фотографию серой карты в качестве основы для последующей обработки настройки баланса белого в графическом редакторе, не обязательно, чтобы изображение карты было расположено по центру кадра и занимало большую часть кадра. Нужно чтобы ее было видно и чтобы она находилась в том же освещении, что и объект съемки.

Схожий алгоритм используется в других графических редакторах.

Есть ситуации, в которых серая карта бесполезна: когда вы находитесь вдалеке от объекта съемки и не можете сфотографировать серую карту в том же освещении (например, при съемке сцены с галерки). В этом случае для настройки баланса белого можно использовать установки цветовой температуры. Сделайте пару снимков и оцените их на дисплее фотоаппарата: легче всего оценивать правильность баланса белого по оттенкам кожи и цвету волос. Меняйте значение цветовой температуры до достижения удовлетворительного результата. Окончательная правка – уже в графическом редакторе.

При смешанном освещении выставить баланс белого может оказаться практически невозможно, с серой картой или без нее. В этих случаях остается только стараться максимально исправить ситуацию: передвиньте объект съемки в место, где освещение наиболее однородно (если фотографируете людей – постарайтесь, чтобы их лица были в однородном освещении). Иногда не остается ничего другого, как использовать мощную вспышку, способную перебить другое освещение. В таком случае – ставьте предустановку баланса белого – «со вспышкой».

Купить серую карту не сложно. Сложнее не потратить неразумно много. Из продукции среднего ценового диапазона (пользуюсь сам) могу посоветовать DigiGrey . Недорогие серые карты выпускают наши китайские друзья (встречал Mennon и Flama ).

При отсутствии серой карты можно использовать в прямом смысле «подручные» средства. Слышал, что перегородки сумок LowePro близки по цвету к среднесерому.

Но главное – не забывайте о балансе белого: возьмите за правило использовать «автоматический» ББ только в идеальных условиях. Чаще используйте заданные предустановки баланса белого (они есть практически в любом цифровом фотоаппарате) – помогите своей технике.

Многие уже знакомы с серой картой. Другие, возможно, даже не слышали о такой. Серая карта – это инструмент для фотографирования, который состоит из гладкой основы. Обычно это бумага или пластик, который окрашен в серый цвет и отражает 18% полученного света.

  • Выбор правильной экспозиции
  • Настройка баланса белого
  • Настроить правильно освещение

Источник фото : Videoedición

Многие уже знакомы с серой картой. Другие, возможно, даже не слышали о такой. Серая карта – это инструмент для фотографирования, который состоит из гладкой основы. Обычно это бумага или пластик, который окрашен в серый цвет и отражает 18% полученного света.

Цель этого приспособления – служить картой настройки, цвет которой будет браться за эталон серого цвета. В зависимости от него будут изменяться все остальные цвета на снимках.

Это то же самое, что настраивать баланс белого непосредственно на самой камере. Для тех, кто не очень ясно представляет концепцию карты баланса белого, мы поясним этот момент до того, как перейдем к функции серой карты.

Когда мы снимаем на видеокамеру или фотографируем какую-нибудь сцену, в зависимости от температуры света, который падает на предметы, последние по-разному его отражают. Человеческий глаз умеет преобразовывать и обрабатывать эти параметры почти мгновенно. К сожалению, наши камеры не обладают такой способностью, поэтому нуждаются в шаблонах, чтобы снимок имел цвета максимально приближенные к натуральным.

Любая камера, будь она видео или фото, имеет в памяти определенные значения белого, серого и черного. Фотоаппарат использует эти значения, чтобы создавать цвета фотографии, следуя тем настройкам, которые мы применяем в процессе съемки. Карты баланса белого позволяют нам указать камере, что нужно заменить значения по умолчанию на другие, которые больше подходят для данной освещенности сцены. Существует несколько вариантов, как это сделать, которые мы рассмотрим ниже.

Основные функции серой карты следующие:
Выбор правильной экспозиции
Настройка баланса белого
Настроить правильно освещение

Серую карту можно купить в магазинах или сделать самому, напечатав на принтере. Как видите на фотографии, которая иллюстрирует данную статью, обычно серая карта идет в комплекте с белой и черной, чтобы помочь нам настроить баланс белого в комплексе.

В следующей статье объясним приёмы использования серой карты как во время съемки, так и в процессе обработке снимков на компьютере.

Источник: altfoto.com Перевод: Вера Аникина

Сегодня поговорим, как использовать серую карту. Мы уже объяснили в предыдущей статье, что это такое и для чего она служит.

Как уже говорилось, эта карта, которая отражает 18% света и может использоваться как в момент съемки, так и в процессе обработки фотографий. Как вы все знаете, качество снимка тем лучше, чем меньше постобработки. В любом случае, если хотим использовать серую карту, то должны всегда носить ее с собой. В дальнейшем посмотрим, почему это так.

Давайте рассмотрим каждый метод, который можем использовать для достижения идеального результата, как в плане выбора правильной экспозиции, так и в плане правильной цветопередачи.

Как пользоваться серой картой во время съемки

Наконец мы пришли на место, где собираемся делать фото. Нужно для каждого снимка выбрать правильную экспозицию. Мы можем при этом использовать матричный замер экспозиции, если же нас не устраивает, то центральный. Но существуют ситуации, которые не позволяют получить хорошие результаты, используя эти замеры экспозиции. И мы будем вынуждены использовать точечный замер, который, кстати, лучше всего. Благодаря серой карте мы избежим путаницы в голове.

Чтобы наши фотографии получились правильно экспонированными, прежде всего, скомпонуем наш снимок. Затем настроим точечную экспозицию на фотоаппарате и поместим серую карту перед объективом. Учтите источник света должен быть направлен на серую карту. Сделаем замер по карте, установив экспонометр на ноль. Во время замера по карте лучше слегка зумировать и расфокусировать картинку. В этом случае экспозамер будет более точным.

Когда мы все это проделали, убираем карту, поправляем фокус и снимаем. Полученная фотография должна иметь идеальную экспозицию. С этого момента, когда условия освещенности не меняются, можно снимать с этими установленными параметрами. Если мы меняем место съемки или условия освещенности меняются (например, фотографируем с того же самого места, но снимаем в другом направлении), то должны опять вернуться к измерению по серой карте.

Имейте в виду, что экспозиция, которую мы получим, следуя этому методу, не обязательно должна быть приятной для глаза. Во многих случаях фотография, которая переэкспонированна или недоэкспонированна эстетически выглядит гораздо лучше, чем с правильной экспозицией. При замере по серой карте мы обеспечиваем минимальные потери информации, а так же правильную экспозицию почти по все площади кадра.

Как пользоваться серой картой во время постобработки

Существует другая форма использования серой карты. Для этого метода вам будут нужны ещё белая и черная карты. И сейчас посмотрим, почему. Перед тем, как начать фотографировать, мы должны сделать пробный снимок, на котором помимо объекта съемки будут видны серая, черная и белые карты. Когда это сделано, можем начинать снимать, согласно настройкам камеры. Хотя рекомендуется повторять тестовый снимок с тремя картами каждый раз, когда меняются условия освещенности, даже если мы находимся в одном и том же месте.

Во время обработки снимков на компьютере у нас есть несколько вариантов, чтобы привести экспозицию и цвета на снимках к правильным значениям. То, что я буду объяснять, требует навыков работы в Adobe Photoshop .

Прежде всего, мы должны в Photoshop открыть снимок, где есть все три карты. Добавим к слою с фотографией корректирующий слой Кривые (Layer – New adjustment layer — Curves). В окне настройки кривых вы увидите три маленькие пипетки. Теперь возьмем черную пипетку и кликнем на черную карту. Серой пипеткой кликнем на серую карту, а белой – на белую. Вы можете видеть, что снимок корректно экспонирован, а цвета соответствуют натуральным.

Чтобы применить сделанные изменения на фотографиях, на которых нет карт баланса белого, надо сделать следующее: нажмите на значок, находящийся справа от выпадающего списка Стилей (Preset) и выберите Сохранить набор (Save Preset). В дальнейшем сохранённые настройки вы сможете применить ко всем оставшимся фотографиям. Либо просто перетащить корректирующий слой на все другие фотографии.

Для тех, кто не понял, как работает этот метод, сейчас объясню. Три карты, которые мы фотографировали в начале, были чисто черной, чисто белой и средней серой. Но на снимке цвета проявляются по-другому, в зависимости, как на них падает свет. Следуя трем шагам, которые я описал выше, мы показываем Photoshop, какие цвета были чистыми белым, чистыми черными и средними серыми на фотографии, чтобы программа инвертировала данные на фотографии и довела их до правильных значений. И сделав это с картами, Photoshop делает то же самое с остальными пикселями.

Оба метода нам позволяют сделать достаточно корректные фотографии, как в плане цвета, так и в плане экспозиции. Но первый метод больше нацелен на экспозицию, а второй – на цветопередачу. Поэтому лучше их комбинировать.

Надеюсь, что вам стало понятно, как работаем метод настройки экспозиции и цвета по серой карте. Я в этой статье объяснил, как им пользоваться, исходя из моей практики, как учили меня. Конечно же, существуют разные формы, как достичь того же.

Foto: Triboniano

Мы уже говорили о том, что такое серая карта (Часть #1) для настройки баланса белого и как ее использовать (Часть #2). Теперь переходим к серии советов и трюков, которые без сомнения вам будут полезны, чтобы в полной мере использовать этот полезный фотографический инструмент или заменить его в случае необходимости на подручные средства.

Перед чем, как начнем, давайте четко уясним, что отсутствие серой карты или наоборот, мастерское ее использование, не делают из вас хорошего фотографа. Фотография – это очень сложное направление. И получить хорошие снимки можно только учитывая в совокупности различные факторы, как кадрирование, фокусировка, глубина резкости или выдержка.

Для каждого из перечисленных параметров, а так же для тех, про которые я не упомянул, есть свои инструменты, которые помогают улучшить процесс съемки. И серая карта – всего лишь один из таких подручных инструментов.

Возможно, что самый лучший фотограф тот, который не нуждается в использовании таких аксессуаров, чтобы получить идеальные фотографии. Но я уверен, что никто не дорос до этого уровня фотографического мастерства без того, чтобы не использовать в работе такие дополнительные приспособления.

Теперь несколько советов на счет серой карты.

Где купить серую карту

Приятно встретиться с чем-то в фотографии, что не нужно покупать. Простота серой карты нам позволяет напечатать ее на принтере, если он хорошего качества. Таким путем сэкономим деньги и время на хождение по магазинам. Однако очевидно, что купленная серая карта нам обеспечит более точное измерение параметров, и без сомнения будет удобнее и прослужит дольше.

Существует огромное разнообразие размеров и цен. Я вам рекомендую марку Kodak. Их можно купить в обычных магазинах или по интернету в пределах 800 рублей.


Чем можно заменить серую карту

Часто придешь на место съемки и понимаешь, что забыл серую карту дома или она осталась в другой сумке. Не падайте духом. Помните, что серая карта имеет средний тон, который отражает 18% света. Остановитесь и поглядите вокруг. На расстоянии вытянутой руки бесконечное количество предметов, которые отражают столько же или почти столько же света, как серая карта. Кирпич, камень, газон или одежда средний цветов – вот некоторые примеры.

Имейте в виду, что объект не должен быть обязательно серым, чтобы служить эталоном для измерения. Мы уже сказали, что обычный кирпич – один из объектов, наиболее используемых для замещения серой карты, хотя и имеет красные тона. На измерение света цвет не влияет.

Как вы знаете, большинство наших фотоаппаратов «видят» в черно-белом цвете и осуществляют измерения по серой шкале. Цвет не влияет на процесс, так что повторю, не избегайте использовать цветные предметы. Правда, придется положиться на ваш собственный критерий, какой объект выбрать. При этом идеальный результат не получится, но наверняка он будет очень близким к таковому. И разница между измерениями по подручному эталону и по серой карте будет практически незаметной.

Секрет открытой ладони

И сейчас наступает время, пожалуй, самого лучшего фокуса, который может помочь в наших измерениях. Интересно, что тыльная часть ладони почти не изменяет цвет на протяжении всей нашей жизни. Так же стоит заметить, что она имеет такую же плотность, как серая карта, поэтому может заменить ее. Чтобы мастерски использовать этот трюк, полезно знать зонную систему Адамса. Это правда, что эта часть теории фотографии сложна для понимания и требует запомнить несколько тональных шкал. Поэтому будем объяснять трюк с тыльной стороной ладони как для тех, кто знаком с теорией зон, так и для тех, кто с ней не знаком.

Тем, кто знает зонную систему и использует ее в момент съемки, всего лишь нужно сделать замер по серой карте, а затем другой — по тыльной стороне руки, и запомнить разницу. Другими словами, посчитать количество ступеней между замерами. Желательно делать это в месте с равномерным освещением средней интенсивности. В момент последующих съемок, вы всего лишь должны сделать замер экспозиции по тыльной стороне ладони и применить инвертированное количество шагов. При этом получить практически такой же замер, как по серой карте. Все что нужно – запомнить разницу!

Для тех, кто с зональной теорией не знаком или кому сложно ее понять, предлагаем другой вариант. Он не такой точный, возможно не приведет к желаемому результату, но это способ вам поможет. В основе лежит тот же самый принцип, как в предыдущем способе. Измерить по серой карте и по тыльной стороне ладони, но вместо того, чтобы отмечать шаги зональной системы, записать значения выдержки и диафрагмы в обоих случаях. И в момент съемки использовать подобные значения.

В идеале пропорцию надо соблюдать, изменяя только один параметр, так как в зависимости от типа камеры числовые значения диафрагмы и выдержки могут быть разным. Этот метод не очень точный, так сказать, домашний рецепт. Но при некоторой практике может дать хороший результат. Конечно, я советую все же овладеть зональной системой.

Надеюсь, что эти три статьи вам прояснили, что такое серая карта для определения баланса белого, для чего служит, как ею пользоваться, а так же какими подручными средствами можем ее заменить. Как вы знаете, любые вопросы можно задавать в комментариях.

No похожих записей.

На Ваших фотографиях. Даже если это не совсем так, Вы довольно легко сможете при последующей обработке изменить баланс белого в специальных программах. Но что, если Вы хотите заранее быть уверенным, что всякий раз получите идеальный баланс белого ? Специалисты используют так называемую «серую карту » (в англоязычных текстах Вы можете встретить как термин «gray card», так и «grey card», в зависимости от того, где в мире автор учился писать по-английски). Название говорит само за себя: это серый кусок картона или пластика, которые можно использовать, чтобы сбалансировать белый цвет своих фотографий. Такую карту просто вводят в кадр, предварительно сделав кадр с картой в сюжетно-важном участке, либо попросив модель подержать её возле лица. Если помещение довольно большое, особенно со сложным смешанным светом, желательно такие кадры сделать в нескольких местах.

Найдите серую карту на снимке

В качестве отправной точки для выравнивания баланса белого Вы можете использовать практически всё, что окрашено нейтрально, или, лучше сказать, не имеет цвета . Конечно, без предварительно калиброванного оборудования трудно найти на самом деле совершенно нейтральный объект. Для наших целей, однако, Вам надо просто найти на снимке предмет заведомо серого цвета (бесцветный).

металлическая отделка Macbook’а является относительно нейтральной и может быть использована в качестве серой карты.

Вы можете использовать любой серый объект, но лучше использовать светло-серые предметы — просто это значительно облегчает пост-обработку в графических редакторах. Асфальт, батарея, металлическая кружка, лист бумаги, выключатель на стене (хотя любая пластмасса может иметь лёгкий оттенок, тем не менее, такая проба даст Вам хорошую отправную точку), крышка ноутбука.

Печать серой карты

Если Вы знаете, какой принтер собираетесь использовать для печати изображения, Вы можете создать свою собственную серую карту следующим образом:

    • Откройте фотографию, сделанную с помощью своей камеры в Photoshop. Это гарантирует, что в файле изображения сохранятся правильные цветовые профили.
    • Удалите изображение, и заполните кадр 18% -ным серым цветом.


Чтобы получить 18% серого, откройте диалог выбора цвета в Photoshop, и выберите насыщенность 0% в сочетании с яркостью 82% (либо, если Вам более привычно представление RGB, установите значения по 209). Это и есть тот самый правильный серый цвет!

  • Отправьте файл на принтер, и возьмите отпечаток с собой на съёмку.

Даже при съёмке на смартфон Вы можете разместить в кадре самодельную серую карту для последующей корректировки баланса белого. При использовании серой карты можно гарантировать, что цвет на снимке окажется хорошо сбалансированным.

Главное здесь в том, что Ваша «серая карта» может не быть совершенно нейтрально серой, но принтер-то думает, что серый цвет является нейтральным — так что если Вы используете серую карту, распечатанную на Вашем принтере для коррекции снимков, которые Вы планируете печатать именно на Вашем же принтере, то цветовой баланс Ваших фотографий будет верным. Встречаются некоторые отличия от принтера к принтеру (некоторые принтеры могут печатать изображения чуть теплее или холоднее), и поэтому серые карты, напечатанные на одном принтере не стОит передавать другому фотографу.
Можно, конечно, посоветовать купить набор серых карт , которые, безусловно, прекрасно сбалансированы, но наличие самодельной карты гораздо лучше, чем съемка без ничего, так что это отличный вариант для старта.

Как пользоваться серой картой?

Что бы Вы ни решили использовать в качестве серой карты, пользоваться ею довольно просто:

  1. Настройте освещение (чтобы не вышло, как однажды у меня в ЗАГСе. После всех предварительных настроек мы с видеографом заняли места друг перед другом для съёмки, выдохнули, зазвучал «Марш Мендельсона», открылись двери и тут работница ЗАГСа вдруг включает верхний свет — люминисцентные лампы с разной цветовой температурой );
  2. Поместите «серую карту» в кадре;
  3. Расфокусируйте немного камеру и сделайте снимок. Это гарантирует, что Вы захватите цвет, а не текстуру серой карты;
  4. Прячьте серую карту и фотографируйте как обычно. Каждый раз, когда изменяется освещение, доставайте карту снова и помещайте её в кадр.
  5. Когда Вы импортируете свои фотографии в своём любимом пакете программного обеспечения, использовать серую карту как образец, чтобы установить баланс белого.
  6. Скопируйте баланс белого по всем другим фотографиям в наборе — или до того кадра, когда Вы повторно фотографировали серую карту.


Теперь Вы можете быть уверены, что все Ваши фотографии имеют верный баланс белого.

P.S. Настоящая фирменная калиброванная серая карта стОит довольно дорого. Поэтому фотографы частенько используют подручные средства, более-менее подходящие в качестве отправной точки. Сюда можно отнести фотозонт, внутренние перегородки фотосумки, складные отражатели, крышки объективов, корпус вспышки и тому подобное. Только предварительно убедитесь, что Ваши аксессуары действительно нейтрально серые.

P.P.S. Более подробно Вы можете ознакомиться с данным материалом в статье Haje Jan Kamps



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: