Как сшивать панорамы. Автосклейка панорам — тестируем различные программы

Привез с отпуска из Турции достаточно много пейзажных снимков, часть из которых предназначалась для последующей склейки в панорамные снимки.
Ну, обработал предварительно в LightRoom, и далее начал собирать в PanoramaStudio v 1.6, которой пользовался до сего момента…
И многое не получалось собрать – алгоритмы обработки не справлялись с трудностями склейки. В связи с этим встал вопрос о смене программы создания панорам.
В итоге все это вылилось в небольшое тестирование – я решил сравнить авторежим следующих программ PTGui v. 8.1.2 Pro, PanoramaStudio 2 Pro, Autopano Pro v. 1.4.2. Получились довольно интересные результаты…

Работу программ я сравнивал именно в авторежиме, так как именно в этом режиме я планирую собирать большинство панорам, так как придется сшивать много снимков, а времени мало.
Для тестирования я отобрал:

  • Три серии пейзажных снимков (горы, море, зеленя)
  • Две серии закатных снимков (много моря и еще больше неба)

Исходный материал не идеален:

  • Съемка велась без штатива, линия горизонта пляшет
  • Экспозиция у снимков выравнивалась «на глаз»
  • Из-за использования полярика при съемке небо получилось неравномерной засветки
  • ЭФР = 28 мм, что для объектов ближнего плана давало небольшие искажения (параллакс, кажется так это называется)

1.

Итак, с первой панорамой справились все редакторы без проблем. Результат примерно одинаков и качество его вполне пристойное. Исходный материал – 3 горизонтальных снимка с большим перекрытием и сбалансированной экспозицией.

2.

Далее у нас идет этот же самый вид, но состоящий из 6 вертикальных кадров. Здесь все редакторы показали опять же достойный результат, однако, на мой субъективный взгляд, небо на панораме от PTGui получилось немного пятнистым – где светлее, где темнее. Специально не редактировал, чтобы вы могли убедиться сами:

3.

Ну и третий «горный вид», с передним планом с виде турецких кабачков. А вот здесь PanoramaStudio 2 Pro спасовала, выдав вот такую ерунду:

Хотя на самом деле должен был получится вот такой кадр:

4.

Теперь переходим к закатным снимкам. Первая панорама собиралась из 3 вертикальных кадров. Первая сложность при составлении панорамы – побороть искажения (параллакс), возникшие из-за того, что я снимал на 28 мм, задрав объектив выше линии горизонта, чтобы захватить облачка. Вторая сложность – волны на море, которые меняют свое положение во время съемки и соответственно места предполагаемого соединения кадров не совпадают. Результат, который выдал PTGui – худший — линия горизонта получилась ломаная:

PanoramaStudio 2 Pro и Autopano Pro v. 1.4.2 выдали примерно одинаковый результат, который, лишь с натяжкой можно назвать приемлемым – все же места стыка второго и третьего кадра получились неровными, линия горизонта смазалась:

5.

И на последок – примерно тот же закатный вид, но из 5 исходных снимков. PanoramaStudio 2 Pro опять не смог составить панораму, показав неудовлетворительный результат:

PTGui опять не смог четко состыковать горизонт. Autopano Pro v. 1.4.2 выдала результат более приемлемый:

Итого:

  • PanoramaStudio 2 Pro однозначно проигрывает. Да, интерфейс программы прост, сборка происходит достаточно быстро, и результат тогда, когда он получается, очень хорош… Но вот проблема в том, что результат получается далеко не всегда.
  • PTGui v. 8.1.2 Pro самый популярный на данный момент редактор панорам, мощнейшее средство для склеивания снимков, но в авторежиме работает не идеально (что в общем-то понятно).
  • Autopano Pro v. 1.4.2 – победитель тестирования – удобная программа для склеивания панорам в авторежиме. Понятный интерфейс, наличие русскоязычной (!) версии. При этом дополнительных возможностей для ручной коррекции процесс склейки тоже достаточно много (хотя в PTGui все же больше:). Пока останавливаюсь на данном редакторе и буду изучать его дополнительные возможности. Кстати, есть схожая версия Autopano — Kolor Autopano Giga 2.0.5, обнаружил это уже после тестирования. Это две программы, различающиеся тем, что во второй есть возможность склейки виртуальных туров и, как следует из названия, работы с более тяжелыми изображениями в большем количестве. В остальном принцип работы Pro и Giga аналогичный.

П.с. Спросите, а где же Photoshop? Попробовал CS2 не понравилось, слабоват авторежим (нет более поздней версии Фотошопа, так как система только Windows XP SP2). С «турецкими кабачками» не справился. Хотя Александр Капитохин, например, является поклонником именно Фотошопа, раз пишет о нем в своей статье

Также про сравнения программ сборки можно почитать тут:

  • Сравнение программ для склейки панорам от Сергея Ершова

К записи "Автосклейка панорам — тестируем различные программы" оставлено 20 коммент.

    Весь фокус в том что инструмент сшивания панорам (вообще то два инструмента, совмещение и слияние) сильно улучшились в CS3, и были улучшены (насколько сильно не знаю) в CS4.

    Поскольку, я очень редко снимаю панорамы то пользуюсь для сшивкой Ps CS4. Но вообще да, если делать это серьезно то лучше что-нибудь специальное. Один из минусов сшивки больших панорам в Ps, это тормоза. Возможно зависание напрочь. Так же у меня стоит Autopano Giga 2, аналог Autopano Pro. Имхо очень профессиональная штука для панорам)

    У меня всего лишь 1 Гб оперативы и все сборщики работают достаточно долго — но "чемпион" тут Autopano — панораму из шести кадров собирал дольше 3 минут!

    А как же совершенно бесплатный и мультиплатформенный Hugin? Про него опять забыли, к сожалению… А программа очень достойная!

    > Кстати, есть схожая версия Autopano — Kolor Autopano
    > Giga 2.0.5, обнаружил это уже после тестирования.

    это не "схожая версия", а следующее развитие версий 1.*, в которой есть возможность "клеить" виртуальные туры. вторая версия, по моим ощущениям, клеит панорамы быстрее, но не очень выравнивает искажения. раньше панорамные снимки зданий практически сразу получались с минимальными искажениями, в версиях 2.* это не так. а в целом со статьёй согласен — Autopano лучшая из панорамных программ.

    Экспозиция у снимков выравнивалась «на глаз»Это как? Вообще то её выравнивать типа не надо, просто выставляем выдержку/диафрагму и снимаем все кадры на фиксированной экспозиции.Кстати, если софтина не справляется со слейкой, можно ей подсказать правильные контрольные точки в нужных местах.

    Олег
    Спасибо за уточнение.
    Budarov
    Ну если autopano где-то слажает — попробуем и Hugin. Да и кроме него есть еще как минимум 5 более менее известных редакторов
    DIESEL
    Ну в общем-то благодаря торренту, я и нашел все программы
    NikLegaloff
    Не, если снимать все кадры на фиксированной экспозиции, то лажа получится, например, первый кадр будет "небо и море" и выдержка будет достаточно короткой. А следующий кадр уже с горами — при сохранении параметров экспозиции кадр получится недосвеченным. Вот и приходится щелкать на автомате, а потом в LightRoom по гистограмме выравнивать экспозицию.

    kolor autopano giga — лучшая имхо, только в настройках нужно прецизионный режим указать нужно…

Фотопанорамы – один из лучших способов продемонстрировать пользователям все нюансы происходящего, показать объект “изнутри” и так далее. Представляем 6 бесплатных инструментов для создания фотопанорам.

Image Composite Editor, созданный Microsoft, – самая простая программа в использовании. Image Composite Editor может создавать панорамы как из фото, так и из видео.

Программа содержит четыре кнопки наверху, которые направляют вас через каждую стадию процесса – Импорт, Склейка, Обрезка и Экспорт. Справа вы увидите опции, которыми можно дополнительно улучшить панораму. Вы можете экспортировать ваш файл во множество форматов файлов с разными настройками качества. Не забудьте изменить Quality (Качество) в выпадающем списке меню на Superb (повышенное) перед экспортом вашей панорамы.

Простота использования: 5
Возможности: 6
Результат: 5

Фотогалерея, встроенная в Windows 7 и 8, – это, в основном, программа для организации с полезными функциями добавления тегов и базовыми возможностями по редактированию.

Одна из функций, которая обычно не ассоциируется с Фотогалереей – это создание панорамных изображений. Удивительно, но эта программа - одна из простейших для их создания.

Для создания панорамы перетащите индивидуальные фотографии в Photo Gallery. Затем выделите их, нажмите вкладку Create (Создать) наверху, а затем нажмите Panorama и подождите, пока программа произведет слияние фотографий. Вам предложат сохранить панораму на компьютер без какого бы то ни было предварительного просмотра.

Простота использования: 5
Возможности: 2
Результат: 4

После запуска Autostitch нажмите иконку папки и загрузите фотографии. Программа автоматически склеит их для создания панорамы.

Простота использования: 4
Возможности: 3
Результат: 3

Hugin – продвинутая программа для редактирования панорам. Она позволяет склеивать фотографии, снятые различными фотоаппаратами, и даже несколько рядов фотографий (верхний и нижний) для создания крупной панорамы. Также есть опции для калибровки линз и создания 360°-панорам.

Ни в одной другой программе нет таких возможностей.

После импорта изображений необходимо их точно выровнять, затем вручную очистить от ошибок, которые программа сама найдет. Только после этого Hugin начнет работать.

Простота использования: 2
Возможности: 5
Результат: 5

Dermandar – это веб-сайт, который склеивает ваши фотографии за пару кликов.

Перейдите на веб-сайт и выберите из двух опций (360-градусный обзор или широкоугольный). Теперь выберите и загрузите ваши фотографии, затем подождите несколько секунд, пока инструмент склеит их. В итоге у вас получится превосходный результат, который вы можете перетаскивать мышкой от одного края к другому. Нажмите иконку Fullscreen (полный экран), чтобы расширить изображение. Кнопка Options позволяет скачать файл на компьютер в формате JPEG.

Простота использования: 5
Возможности: 2
Результат: 5

Google Photos быстро стал сервисном по хранению фотографий по умолчанию для миллионов пользователей. Он работает на Android, iOS, как сайт и даже как программа для компьютера. После загрузки фотографий появляется полезная функция помощника. Помощник анализирует ваши фотографии и ищет способы, как их улучшить – будь это создание истории из фотографий, снятых из примерно одного места, или добавление эффектов на отдельные фотографии.

Помощник автоматически определяет прилегающие фотографии, снятые из одной точки, и склеивает их для создания панорамы.

Простота использования: 0
Возможности: 0

Дата публикации: 15.04.2016

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Этот урок является продолжением цикла статей о съёмке панорам. В первой статье мы рассказывали о достоинствах панорамной съёмки и о необходимой для этого фототехнике. Во второй - о том, как действовать непосредственно на месте съёмки, как правильно фотографировать серию кадров для склейки. А сегодня поговорим о создании итоговой панорамы.

Итоговая панорама склеивается на компьютере с помощью специализированных программ. Сегодня их существует великое множество. Пожалуй, самые известные из них - PTGui и Autopano Giga. Среди бесплатных решений можно отметить приложения Hugin и Image Composite Editor. Но мы рассмотрим этот процесс на примере программы, знакомой каждому продвинутому фотографу, - Adobe Lightroom. Возможность склейки панорам (вместе со склейкой HDR) появилась в этой программе начиная с шестой версии. В чём плюсы и особенности склейки панорам именно в Lightroom?

    Процесс склейки панорамы в Adobe Lightroom очень прост, его освоит даже новичок. Но это же и минус для продвинутого пользователя - в интерфейсе представлено слишком мало настроек.

    Lightroom обладает уникальной возможностью склеивать RAW-файлы без конвертации в JPEG или TIFF. Мало того, на выходе готовая панорама тоже будет в формате RAW (а точнее, в DNG - эдаком универсальном RAW от Adobe). Это удобно потому, что все RAW-коррекции мы можем применять не к отдельным кадрам, а ко всему итоговому панорамному изображению!

    К фишкам этого фоторедактора можно добавить ещё и возможность панорамной склейки созданных в Lighroom же HDR-снимков, так что на выходе можно получить огромное панорамное изображение с широчайшим динамическим диапазоном. Но есть и минусы: такое изображение занимает очень много места на жёстком диске, оно обрабатывается заметно медленнее обычных снимков, особенно на слабых ПК.

Серия снимков, с которыми я буду работать.

Итак, приступим. Прежде всего импортируем серию снимков, снятых для склейки панорамы. Чтобы показать возможности программы, я буду склеивать двухрядную панораму из 12 кадров.

Схема склейки данной двухрядной панорамы

Как видите, я предпочёл сделать серию снимков с небольшой недоэкспозицией, дабы гарантировать полную сохранность деталей в светлых участках кадра (на небе). В то же время, благодаря широчайшему динамическому диапазону камеры Nikon D810 , сделать кадр посветлее и вытянуть детали в тенях мне не составит труда. При этом никаких существенных потерь в качестве изображения не произойдёт. Широкий динамический диапазон (диапазон яркостей, которые без потерь может запечатлеть аппарат) - свойство большинства современных зеркальных камер Nikon . Например, по данным лаборатории DXO, динамический диапазон Nikon D750 составляет 14,5 EV. Это означает, что зеркалки Nikon отлично подходят для съёмки пейзажей.

Если бы мы склеивали панораму в другой программе, первым этапом нашей работы была бы коррекция каждого RAW-снимка с целью дальнейшего экспорта в TIFF или JPEG для склейки панорамы, допустим, в PTGui. В этом случае перво-наперво кадры выравниваются по экспозиции и цветам, плюс к ним применяются пресеты Lens Corrections, которые исправляют на фото виньетирование, дисторсию и хроматические аберрации. Но поскольку мы будем клеить панораму прямо в Lightroom, всем этим можно заняться позже, уже после склейки изображений.

После импорта нужных снимков переходим в режим Develop. Выделим все кадры и щёлкнем правой кнопкой мыши. Откроется контекстное меню. В нём выберем Photo Merge - Panorama… То же самое действие можно сделать и сочетанием клавиш Ctrl+M, это ускорит работу.

Итак, запускается модуль склейки панорам. Придётся подождать некоторое время, пока программа построит превью будущего панорамного изображения. Чем больше кадров вы соединяете, тем дольше будет процесс.

Через некоторое время программа выдаст результат работы либо сообщит о том, что не может создать панораму. Что делать, если панорама не клеится? Попробуйте выбрать другую проекцию (об этом чуть ниже). Если ни в одной проекции панорама не желает собираться, задумайтесь: возможно, вы сняли её с ошибками или потеряли какие-то кадры из неё.

Теперь разберёмся в нехитром интерфейсе окна склейки панорамы. Слева мы видим превью панорамного снимка. Как правило, только что склеенные панорамные изображения имеют неровные границы, особенно если они были сняты широкоугольной оптикой. В этом ничего страшного нет, всё лишнее можно убрать. Чтобы обрезать фотографию автоматически, просто поставьте флажок напротив опции Auto Crop (выделено синим).

Чуть выше функции Auto Crop находятся три кнопки для выбора проекции панорамы. Lightroom на сегодня представляет на выбор пользователя три проекции - сферическую, цилиндрическую и «перспективную» (прямолинейную). Если вкратце, то проекция - это способ представления на плоскости нашего панорамного изображения.

Да, выбор всего из трёх проекций не велик по сравнению с тем же PTGui (15 вариантов проекций), однако этого набора должно хватить почти каждому, особенно для пробы пера. Какую проекцию для чего выбрать? В творческой фотографии жёстких требований к выбору той или иной проекции нет. Всё зависит от вашего художественного вкуса, от того, каким вы хотите видеть итоговый кадр. Если сильно обобщать, то прямоугольная проекция чаще применяется, когда панорама имеет не слишком широкий угол обзора (до 130 градусов), когда нужно сохранить чёткие прямые линии и пропорции в кадре. Это важно при съёмке архитектуры. Минус данной проекции - невозможность склейки широкоугольных панорам (кадр просто «расползётся» в разные стороны). Цилиндрическую и сферическую проекции можно использовать при работе с более «широкоугольными» панорамами, но они могут исказить пропорции предметов и их очертания: для пейзажной фотографии это не так страшно, но при съёмке архитектуры может быть критично.

И в прямолинейной проекции. Как видите, такая проекция при съёмке панорам с широким углом даёт сильные искажения по краям кадра.

Экспериментальным путём выясните, какая из проекций наилучшим образом подходит для вашего снимка. Моей панораме, например, подошла цилиндрическая проекция. Несмотря на широкий угол обзора панорамы (около 160 градусов по горизонтали), при такой проекции изображение сохранило пропорции, близкие к реальным.

Следующая интересная функция, которую предлагает Lightroom, - Boundary Warp (Пограничная деформация). Она служит для подгонки краёв изображения под прямоугольный формат кадра, её можно назвать альтернативой Auto Crop. Но будьте с ней осторожны: Boundary Warp сильно деформирует геометрию кадра. Это не так заметно на пейзажном снимке, но очень критично при съёмке архитектуры.

Но самое интересное, что мощность воздействия на снимок функции Boundary Warp корректируется с помощью соответствующего ползунка. Таким образом, её можно применять «дозировано» и комбинировать с тем же Auto Crop, как я и сделаю. Я решил подогнать кадр под стандартное соотношение сторон 3:2.

Теперь нажимаем кнопку Merge («Сшить»). Lightroom начнёт создавать итоговую панораму в фоновом режиме, после чего добавит получившееся изображение в ту же папку, в которой содержатся исходные кадры.

Пользователь обычно имеет дело только с графической надстройкой над группой программ, которые и осуществляют процесс сшивки из нескольких кадров единой панорамы. Перечислю основные из этих программ и кратко сформулирую, что они делают.

  • и входящая в них библиотека Libpano 12, написанная Дершем, и ее развитие, Libpano 13. Основная библиотека, которая используется для преобразования проекций и коррекции искажений.
  • - входящая в Hugin замена программы PTStitcher, написанной Дершем. Осуществляет геометрические и фотометрические преобразования исходных снимков и создает и записывает в файл с расширением «*.pto» сценарий необходимых действий.
  • - приложение Hugin для поиска и расстановки контрольных точек.
  • сводит изображения в бесшовные панорамы.
  • объединяет сделанные с вилкой экспозиции фотографии. При одинаковой экспозиции снимков на входе Enfuse объединяет их зоны резкости.

Надстройка, в первую очередь, создает удобную среду для работы с большим количеством снимков. Это расстановка контрольных точек и возможность оценить промежуточные результаты и при необходимости вмешаться в автоматизированный процесс. Вопрос удобства, как и вопрос вкуса, очень индивидуален, а самые вкусные блюда - те, которые повар хорошо умеет готовить. Для меня лучшей надстройкой является программа , на изучение которой я уже потратил много времени и в углубленном ее освоении которой я вижу больше смысла, чем в переходе к другой программе и изучении ее с нуля. Программа стабильно развивается, и в момент написания этой статьи вышла очередная версия Hugin 2011.4.0 от 17.12.2011.

Программа имеет несколько окон.

При запуске программы открывается основное окно и окно «Совет дня». В основном окне есть 9 закладок. Первая закладка «Ассистент» позволяет сразу начать работать, не зная ничего про программу, и при удачном стечении обстоятельств, выполняя пошаговые инструкции, получить на выходе приличную панораму.

Вторая закладка - «Снимки». Здесь можно загрузить снимки. Если в заголовке EXIF занесены правильные данные об объективе, то можно сразу на этой закладке запустить программу расстановки контрольных точек cpfind, недавно сделанную командой Hugin, или выбрать другую программу сторонних производителей из списка. Если данные объектива в EXIF не соответствуют действительности, то надо перейти на следующую закладку.

Закладка «Камера и объектив» в свою очередь имеет две закладки: «Геометрическая» и «Фотометрическая». Закладка «Геометрическая» позволяет задать тип объектива, фокусное расстояние, угол обзора, относительный размер матрицы. Кроме того, если известны, могут быть заданы коэффициенты, описывающие искажения. Если эти коэффициенты не заданы, то при полной оптимизации они будут вычислены и могут быть запомнены для дальнейшего использования.

Закладка «Камера и объектив / Фотометрическая» позволяет задать параметры, характеризующие виньетирование, коррекцию экспозиции и баланса белого.

Закладка «Кадрирование» позволяет обрезать те участки кадра, которые не должны участвовать в сшивке панорам. Это особенно важно, если используется объектив Круговой рыбий глаз.

Закладка «Маска» позволяет задать области для каждого кадра, которые должны быть исключены или, наоборот, обязательно использованы. Альтернативное решение: на последней закладке «Сборка панорамы» ставим галочку в пункте «перепроецированные снимки» и затем в графическом редакторе загружаем в новый слой правильный снимок, после чего с помощью маски сводим его фрагмент с остальной панорамой.

Закладка «Контрольные точки» позволяет расставить контрольные, т. е. совпадающие, точки для соседних кадров. Если была использована автоматическая расстановка, то удалить ошибочно расставленные. Последний процесс может быть частично автоматизирован нажатием на кнопку Celeste, которая запускает программу, удаляющую контрольные точки, привязанные к облакам на небе.

Закладка «Оптимизация». Если панорама снята без параллакса и параметры объектива заданы правильно, то выбираем пункт «Позиции» (с приращением, начиная с фиксированного снимка). Если параметры объектива заданы приблизительно, то стоит попытаться улучшить результат, выбрав следующие пункты: «Позиция и вид», «Позиции и бочку», «Позиции, вид и бочку» и « Все без переноса». Пункт «Позиции и перенос» служит для компенсации параллакса и специальных случаев, когда, например, снимается большой плакат по частям. В частности, этот метод позволяет убрать при сшивке колонну, частично закрывающую плакат при съемке с одной точки. Сделав два снимка, на которых колонна закрывает разные участки плаката, и выделив ее на закладке «Маска», можно полностью исключить колонну из результирующей панорамы.

Закладка «Экспозиция» отвечает за выравнивание кадров по экспозиции и балансу белого. Если панорама снята с постоянной экспозицией для всех кадров, то эта операция необходима в основном для устранения виньетирования. Могут возникнуть проблемы при оптимизации снимков, сделанных объективом Круговой рыбий глаз.

Закладка «Сборка панорамы» определяет проекцию размер и выходной формат панорамы. Также может быть задана последовательность выполнения операций при сшивки панорамы из кадров, снятых с экспозиционной вилкой.

В программе Hugin можно открыть два окна с предварительным просмотром.

Окно просмотра без аппаратного ускорения позволяет выбрать проекцию, выполнить основные операции по кадрированию и выравниванию, а также включить или выключить из панорамы отдельные снимки. В режиме автообновления оно работает медленно и обычно используется в ручном режиме, когда после установки параметров нажимается кнопка «Обновить». Если нормально функционирует «Просмотр панорамы с аппаратным ускорением», то необходимость открывать это окно не возникает.

Окно «Просмотр панорамы с аппаратным ускорением» существенно более функционально и имеет несколько закладок.

Закладка «Размещение» позволяет наглядно проанализировать возможные проблемы со стыковкой отдельных кадров.

Закладка «Проекция» позволяет быстро просмотреть результат в разных проекциях.

Окно предпросмотра позволяет, нажав левую клавишу мыши, центрировать панораму, а нажав правую клавишу, вращать панораму.

Отдельную группу программ составляют программы для просмотра панорам на компьютере. Это собственно проигрыватели для просмотра на локальной машине или через интернет и конвертеры, преобразующие исходную панораму в формат, необходимый проигрывателям. Для просмотра на локальной машине я остановился на программе , она меня полностью устраивает, но, к сожалению, она дружит далеко не со всеми видеокартами и, следовательно, подойдет не всем. Для презентаций в интернете небольших и средних панорам я остановился на программе PTViewer, написанной в начале века Хельмутом Дершем. Она использует технологию Java и обладает неплохими возможностями для создания интерактивных презентаций. Для представления гигантских панорам я преобразую панорамы в формат и использую основанную на технологии Flash программу . Сравнению нескольких программ я посвятил «Обзор нескольких способов представления сферических панорам ». Для преобразования из одного формата в другой я обычно использую программы и .

P. S.

Технология сшивки панорам оказала существенное влияние и на всю современную цифровую фотографию. Программное исправление аберраций использует тот же математический аппарат и для описания объективов используются коэффициенты, получаемые при правильной сшивке панорамы с оптимизацией по всем параметрам. Я об этом более подробно писал в статье «Объективы с фокусным расстоянием 14 мм ». В Hugin 2011.2.0 вошла и отдельная программа Hugin Lens Calibration GUI для калибровки объективов. Она не требует точной съемки панорамы без параллакса, но, на мой взгляд, для объективов типа Рыбий глаз малоэффективна. С реальными объектами работает плохо и в идеале требует специально нарисованной таблицы. Программа может работать с одним или несколькими снимками. Она имеет настраиваемый алгоритм определения краев. Поиск линий запускается кнопкой «Find lines». Далее программа находит прямые линии в изображении, по которым считает переменные для формулы обратного преобразования.

Просмотреть и удалить лишние линии можно в режиме просмотра «Edge detection». При щелчке левой кнопкой мыши по зеленой линии она становится красной и исключается из расчетов. Щелчок правой клавишей превращает красную линию в зеленую.

Отмечаем галочкой параметры, которые должны быть оптимизированы, и нажимаем кнопку «Оптимизировать». Результат корректировки можно увидеть в режиме просмотра «Corrected».

Пожалуй, наиболее распространенной программой, впрямую использующей коэффициенты, полученные при сшивке панорам, является библиотека . Она используется, в частности, в известном конвертере .

Кроме того, технология совмещения снимков, отработанная на панорамах, используется при объединении стопок с разной экспозицией или точкой фокусировки. Например, в графическом интерфейсе для программы Enfuse.

Чтобы добавить геотаги потребуется скопировать EXIF-теги из исходных кадров в окончательный вариант панорамы. Я это делают так:

$ exiftool -tagsfromfile первый-кадр.jpg панорама.jpg
Это не совсем правильно, но быстро.

Что ещё можно сделать с панорамой?

Одно из самых интересных панорамных сообществ, на мой взгляд, группа Perfect Panoramas на фликере. Туда принимают только те панорамы, в которых модераторы не найдут дефектов.

Есть фотосообщество в ЖЖ, тоже посвященное панорамам. Не помню, как называется.

Панорамам с геотегами — самое место на Panoramio . Хорошие панорамы потом покажут в Google Earth:)

В интернете панорамы можно показывать с помощью апплета PTViewer .

Дополнение 2010-02: со времени написания заметки появился хороший панорамный хостинг pan0.net . На него можно выкладывать как круговые, так и частичные панорамы. Есть флэш-просмотрщик, который можно легко вставлять в блоги.

Перфекционисты и любители монументального искусства могут снимать гигапиксельные панорамы .

Ну и в общем ещё много разных применений этой техники. В том числе и вполне серьёзных .

PS. Я нашёл ещё два сходных руководства на русском языке: Клеим панораму Александра Прокудина и Склейка панорам в Hugin (© БэЖэ). доступно на сайте программы Hugin, но, увы, только на английском языке.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: