Формирование эффективных коммуникаций. Психология общения с наглыми людьми. Никаких взаимных жалоб

Эффективная коммуникация – это нечто большее, чем просто обмен информацией. Речь идет о и намерений, стоящих за словами. Помимо способности четко передать сообщение, нужно уметь слушать так, чтобы уяснить полный смысл того, что говорится, и заставить другого человека почувствовать, что его слушают и понимают.

Но легче сказать, чем сделать. У каждого из нас есть уникальное мировоззрение, на которое многое повлияло: воспитание, личный опыт и окружающая среда. Кроме того, мы передаем сообщение, зная о своих мотивах и желаниях, в то время как получатели не имеют такой роскоши. Это приводит к неэффективной коммуникации.

Неэффективная коммуникация – это пререкания с окружающими, деление собеседников на победителей и побежденных. Разногласия и являются ярчайшими индикаторами того, что мы имеем дело именно с ней.

Цель же эффективной коммуникации – наладить и оберегать взаимосвязь, поддержку и рабочие взаимоотношения, взаимовыгодные и, следовательно, длительные. Как этого достичь? Стопроцентной гарантии никто не даст, однако если соблюдать определенные правила, применять некоторые , можно прокачать свое умение находить подход к людям и доносить свои мысли ясно и быстро.

Начнем с правил.

10 правил эффективной коммуникации

Чтобы после диалога у обоих осталось приятное чувство взаимопонимания, придерживайтесь следующих правил.

Сначала слушайте

Активное слушание включает в себя задание вопросов, а также сосредоточенное усилие, которое требуется, чтобы понять ответы вашего партнера – и в то же время отказаться от их оценки. Когда вы регулярно и умело слушаете других, то поддерживаете связь с их реальностью. Быстро узнаете о достижениях и проблемах собеседника и о том, как он справляется со взлетами и падениями. Кроме того, вы показываете, что то, что важно для него, важно и для вас.

В результате ваше мнение имеет больший вес, ведь основано на реальности – реальности собеседника.

Проявите эмпатию

Когда другие рассказывают вам свою историю, постарайтесь понять их мыслительный процесс и увидеть мир с их точки зрения Эмпатия – нечто большее, чем просто внимательно слушать. Это умение еще и понимать, не только смысл слов, но и мотивы, эмоции, мысли другого человека. Конечно, это не просто. Но сознательное усилие уже лучше, чем обдумывание своего ответа, пока говорит собеседник.

Сосредоточьтесь на позитивном

Жить в негативе – это верный способ «отвернуть» от себя собеседника. Он не станет слушать вас с полным придыханием, потому что ваше появление в его жизни будет связано с жалобами, стенаниями и пессимизмом. Поэтому сосредоточьтесь на положительном. Находите общую точку зрения, даже если вы не согласны. Старайтесь радовать собеседника своим настроением, даже если ситуация к этому не располагает.

Будьте искренни

Когда хвалите собеседника, не нужно льстить или слагать оды в честь его поверхностных качеств. Будьте искренними.

Во время критики или обратной связи не зацикливайтесь на одном негативе, помните, что вы, прежде всего, хотите помочь. Если нужно, извинитесь.

Будьте конкретны

Если вам не нравится что-то в собеседнике, скажите конкретно о том, что именно, и предложите выход.

Уважайте собеседника

Вы получаете уважение, когда демонстрируете его по отношению к другим. Признавать людей и показывать уважение можно совершенно простыми и несложными способами:

  • кивнуть головой;
  • улыбнуться;
  • просто поприветствовать.

Избегайте сарказма и резких замечаний, которые вызывают негативные эмоциональные реакции. Говорите с другими так, как вы хотите, чтобы они говорили с вами.

Делайте паузы

Пауза в нашем случае – это просто остановиться и подумать, прежде чем начать говорить. При помощи автоматизма ничему новому научиться нельзя, а вы наверняка читаете эту статью для того, чтобы узнать что-то новое и привить себе полезный навык.

Будьте честны

Как вы себя чувствуете, когда появляется мысль-ощущение: «Он(она) от меня что-то скрывает?». Честность вовсе не означает, что вы должны делиться всем и со всеми.

Честность – это умение придерживаться прозрачности во время диалога. Если говорите на какую-то тему, не стоит вилять.

Знайте, когда нужно уступить

Многие люди не могут удержаться и не начать атаковать любое мнение, которое им было высказано – и часто жалеют об этом.

Помните, что люди эмоционально привязаны к своим убеждениям. Если вы безжалостно раскрываете каждый изъян в рассуждениях партнера, то даже если вы правы, он будет чувствовать себя ущемленным.

Это не значит, что вы должны соглашаться с неправильным мнением. Речь, скорее, идет о том, чтобы научиться выбирать, в каких битвах стоит принимать участие.

Будьте последовательны

Общение должно напоминать равномерно бегущий поток, а не хождение по раскаленным углям или океанский шторм.

Что мешает эффективному общению?

Все, что мешает нам понять собеседника или донести свою мысль, в сфере коммуникаций называется барьером.

Их несколько десятков, мы же выделим основные. Некоторые целиком и полностью зависят от вас, остальные – лишь частично. Если вам удастся избежать их, эффективность коммуникации возрастет:

  • Стресс и неконтролируемые эмоции : когда вы подвергаетесь стрессу или эмоционально перегружены, то, скорее всего, неправильно «читаете» других людей, отправляете путаные или отбрасывающие невербальные сигналы и начинаете вести себя не по обстановке.
  • Отсутствие фокуса : вы не можете эффективно общаться, если работаете в многозадачном режиме. Если вы проверяете свой телефон, планируете что собираетесь сказать дальше или мечтаете, то почти наверняка пропустите невербальные сигналы в диалоге, а то и большую часть сказанного. Избегайте отвлечений; сосредоточьтесь.
  • Неподходящий язык тела : невербальная коммуникация должна укреплять то, что говорится, а не противоречить сказанному. Если вы говорите одно, а ваш язык тела говорит другое, слушатель, скорее всего, почувствует лицемерие.
  • Отрицательный язык тела : если вы не согласны с тем, что говорится, то зачастую используете отрицательный язык тела, чтобы откликнуться на сообщение собеседника, например, скрестить руки, избегать зрительного контакта или постукивать пальцами руки. Избегайте отрицательных сигналов и помните: вы не обязаны соглашаться, а также быть неискренним.
  • Неподобающая физическая среда : шумные кафе или бары чрезвычайно препятствуют пониманию. Если вы хотите провести диалог с пользой, выбирайте более спокойные места.
  • Антипатия к чужим мыслям : мы, люди, часто предубеждены. Это стоит понимать, чтобы анализировать то, как и почему слова собеседника определенным образом влияют на наши мысли и эмоции.

Как видим, многие из этих барьеров мы можем убрать. Проблема в том, что для этого нужно сознательное желание и длительная работа над собой. Но если вы хотите добиться в жизни успеха, без развития умения эффективно общаться не обойтись.

Технологии эффективной коммуникации

Условно технологии эффективной коммуникации можно разделить на две группы:

  • Технологии убеждения (рациональная сфера): здесь используются логика и аргументация. Предполагается, что собеседник, да и вы сами, обладает высоким уровнем и . Пройдите эти курсы для того, чтобы стать более убедительным.
  • Технологии внушения: основаны на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека вербальными средствами. Так как они зачастую , в этой статье мы их рассматривать не будем.

Есть четыре основных приема аргументирования:

  1. Прием стимулирования воображения предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по содержанию тех проблем, которые должны рассматриваться.
  2. Прием «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию и, увязав ее с содержанием беседы, использовать как исходную точку для проведения обсуждения проблемы.
  3. Прием прямого подхода предполагает непосредственный переход к делу без какого-либо вступления или преамбулы.
  4. Прием снятия напряженности требует установления эмоционального контакта с собеседником. В этом может помочь, к примеру, удачно и вовремя сказанная шутка.

Некоторых приемов и навыков эффективной коммуникации мы уже коснулись в статье, потому что они неразрывно связаны с правилами, барьерами и технологиями. Давайте их резюмируем и добавим те, о которых еще не сказали.

Старайтесь общаться со всеми людьми одинаково : не стоит вести себя покровительственно с тем, кто ниже по должности, моложе или что-то еще. Этот человек, в первую очередь, ваш партнер по общению.

Не жалуйтесь . Это можно делать только в исключительных случаях. Помните, что «люди забывают, что вы им говорили, но никогда не забывают о том, что вы заставили их чувствовать».

Поощряйте и мотивируйте собеседника . Мало того, что ему будет приятно с вами иметь дело, так этот прием еще и улучшит ваше настроение. Помните, что общение – процесс двусторонний и обе стороны заряжают друг друга позитивом или негативом.

Проявляйте эмпатию . Это слово так прочно вошло в наш лексикон, что мы уже не придаем ему особого значения. Но знать и практиковать – это две совершенно разные вещи. Поэтому постарайтесь в следующий раз выслушать ответы собеседника и рассматривать их с точки его зрения, а не с точки зрения своей предвзятости и убеждений.

Упражняйтесь . Да, можно искать собеседников и практиковаться на «поле боя», а можно для начала договориться с друзьями или родственниками и потренироваться друг с другом. Для этого есть несколько полезных упражнений:

  • Найдите тему. Заранее решите, сколько времени ей посвятите.
  • Пусть собеседник расскажет историю из своей жизни. Внимательно наблюдайте за ним. Затем перескажите эту историю, копируя также жесты и мимику.
  • Посмотрите с другом диалог из фильма без звука. Попытайтесь понять, о чем там идет речь, как себя чувствуют герои и чем все может закончиться.

Книги

Эффективная коммуникация – слишком обширная тема, чтобы ее можно было раскрыть в одной статье. Детальнее о ее условиях и приемах вы можете прочесть в следующих книгах:

  • «Основы теории коммуникации» О. Л. Гнатюк.
  • «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер, Элейн Мазлиш.
  • «Хочу говорить красиво! Техники речи» Наталья Ром.
  • «Эффективная коммуникация. Приемы и навыки» Улла Дик.
  • «Язык коммуникации» Мариан Бугайски.
  • «Теория и практика межкультурной коммуникации» Е. Н. Белая.

Желаем вам удачи!

Эффективная коммуникация строиться на: уважении к собеседнику, и на умении слушать его, и услышать и понять его слова. На умении чувствовать психологический настрой собеседника. На способности, правильно определить его нужды, стремления и эмоции. Умении сочувствовать и выразить сочувствие и поддержку собеседнику. Способности к искреннему выражению чувств. Короче, проявлении чуткости к собеседнику. Применении методов аффективного слушания. Умении применять на практике вербальные и невербальные способы (каналы) воздействия. Слова, вернее смысл слов и предложений, передаваться с помощью вербального канала коммуникации, а интонация, тон громкость и тембр голоса, внешний вид, жестикуляция, мимика - с помощью невербального и т.д. Используя эти каналы коммуникации отправитель отправляет сообщение получателю.

Модель коммуникации

Существуют различные модели объяснения коммуникации, мы остановимся на этой, одной из самых простых. Роли участников – адресант (отправитель, тот, кто начал коммуникативный акт) и адресат (получатель) сообщения.

Сообщение содержит мысль говорящего, которую он намеренно передает слушающему в виде акустического сигнала(звука). Звук проходит через канал связи - физическую среду (обычно воздух). В физической среде существуют шумы, называемые помехами. Оба участника коммуникативного акта, владеют кодом (знаковой системой языка), которая соотноситься со звуками словами и их значением. Но, код, может быть различный у адресата и адресанта, и они могут неправильно понять друг друга. Адресант может закодировать совсем другое сообщение, чем то, которое раскодирует его адресат. Поэтому так важно, узнать заранее о аудитории или слушателе, перед которым, вы будете выступать.

Уровень образования, возраст, социальный статус, профессия, принадлежность к определенной религии и другие характеристики большинства аудитории имеют большое значение для понятия того, что зашифровал адресант, и соответственно для эффективной коммуникации. Лучше, если вы знаете заранее, компетентность и мотивацию своих слушателей. Шумы (помехи) тоже искажают смысл сказанного. Коммуникация будет эффективной только когда, получатель сообщения, поймет точный смысл сказанного отправителем. Т.е когда человек, отправляющий сообщение будет учитывать характеристики аудитории или личности того, кому адресовано сообщение.

К примеру, выражение гражданский брак, обывателями расшифровывается как сожительство, а юристами, как брак зарегистрированный в акте гражданского состояния, в ЗАГСе. - социологами понимается, как любое учение, отделившееся от философского, политического, или религиозного течения. А остальными, как организация, приносящая вред человеку.

Коммуникабельность - важное качество людей устанавливать деловые и повседневные связи, контакты, отношения, также относится к одной из составляющих техники влияния (убеждения). Но прежде чем на кого-то повлиять, необходимо сначала навести мосты с другим человеком или аудиторией, как на психологическом, так и на физическом уровне. Говоря проще, необходимо вызвать у людей доверительное отношение к вам. Как это сделать? Давайте обсудим. Чтобы добиться от собеседника доверительной коммуникации необходимо применить некую матрицу ведения доверительного разговора.

Методы, применяемые в эффективной коммуникации, для психологической стыковки

    1. Постарайтесь создать спокойную обстановку, нервничая сами, вы вызываете ответную реакцию. Легче вести разговор, если вас никто и ничто не будет отвлекать. Если вы находитесь в аудитории, постарайтесь, привлечь внимание. Подойдет несколько ударов (не сильных) по столу, или повышение голоса, но не до крика.
    2. Обрисуйте ситуацию, но постарайтесь сразу не высказывать своего мнения на ее счет. Обязательно дайте высказать мнение о ситуации собеседнику или оппоненту, так вы узнаете его отношение к ней. Внимательно выслушайте собеседника и сканируйте ситуацию.
    3. Включайтесь в ситуацию. Расскажите историю из своей жизни с исходом, похожим на рассказанный вашим собеседником.
    4. Не осуждайте, не навешивайте ярлыки, и не интерпретируйте слова собеседника, лучше выполните 5-е.
    5. Отзеркаливайте фразы собеседника. Т.е повторяйте, что он сказал, не меняя интонацию, но перефразировав предложение.Так вы поймете, то ли имел в виду собеседник, что вы предполагаете, и заодно убедите, что вы его внимательно слушаете. Например, я понял вас так..., как я понимаю, вы хотите сказать..., вы чувствуете...
    6. Начинайте менять отношение собеседника к ситуации. Расскажите правдивую историю с исходом, который нужен вам. Ссылайтесь без стеснения на весомые источники, такие как СМИ, известных или авторитетных людей, исторические или статистические факты и т.д. Если не убедили оппонента, приведите еще пару доводов, или расскажите еще 1-2 случая с требуемым исходом событий, покажите собеседнику преимущества такого разрешения ситуации (не забывайте упоминать авторитетные источники).
    7. Раскройте преимущества нового разрешения вопроса. Покажите выгоды исхода, описанного в последней истории (люди не всегда умеют делать выводы, тем более, нужные вам).
    8. Четко заявляем о своем намерении. Кратко и лаконично подведите итоги, перечислите все выгоды и озвучьте свое предложение.
    9. Укрепляем доверие. По окончании переговоров скажите, что вам было приятно иметь с собеседником дело, выскажите намерение продолжать сотрудничество (невзирая на результат беседы) и готовность оказать помощь или услугу.

Влияние невербального общения на эффективную коммуникацию

Помимо психологической стыковки, для эффективной коммуникации, нужна еще и стыковка на физическом уровне, вернее на уровне подсознательно-физическом. Это невербальная коммуникация - общение на языке жестов, мимики и т.д. Именно она, является самым мощным оружием, поскольку невербальные знаки, нашим подсознанием, определяются как более правильные (их подделать намного труднее), а около 60% информации, мы получаем из невербальных источников. Поэтому, роль мимики и жестов в коммуникации переоценить сложно.

1. Зеркальное отражение жестов собеседника. Копируйте жесты, мимику, интонацию собеседника, положение рук и ног, но делайте это осторожно, без излишнего рвения, и так, чтобы это не было слишком заметно. Люди любят смотреться в зеркало, но не любят, когда их пародируют.
2. Не вторгайтесь в личное пространство собеседника. На всем протяжении беседы, или своей речи, пока не будет достигнут необходимый уровень доверия, держите дистанцию. Не подходите, на дистанцию менее полуметра к собеседнику. Это расстояние личного интимного пространства и любое вторжение в эту зону (до момента достижения доверия) вызовет эффект «испуганного ежика». Человек подсознательно выпустит иголки и о заключении какого-то договора уже не будет и речи. Если вы встречаетесь не первый, или уже наладили отношения (только в этом случае), и хотите сократить дистанцию, в конце беседы, подойдет прикосновение, или дружеское похлопывавшие по плечу.
3. Старайтесь не прикасаться к носу и рту, на подсознательном уровне, это распознается как ложь.
4. Поза во время беседы, или выступления, должна быть открытой, это восприниматься как искренность и доброжелательность. Открытая поза, когда руки и ноги не скрещены.
5. Обратите внимание на свою речь, в особенности дикцию, темп речи, громкость, паузы в словах. Говорите не слишком быстро, но и не слишком медленно. Нормальный темп речи 120 слов в минуту, большая или меньшая скорость восприниматься плохо. Хорошо ли собеседник слышит вас, и четко ли вы произносите слова? Старайтесь не переходить на крик. А, паузы и вздохи, иногда могут сказать даже больше чем слова.
6. Не говорите, "Вы, не правы", "Я с вами не согласен". Это настраивает человека против вас. Лучше, сказать, "Я с вами согласен, но...", или "Да, но..." и излагайте свои и доводы.
7. Ваше тело говорит о согласии. В то время, когда говорит собеседник, наклоните голову вперед, или слегка кивайте, как бы соглашаясь с его словами. Это действие с вашей стороны говорит на языке тела, что вы согласны и готовы на сотрудничество и взаимность. А такой крик вашего тела понравиться подсознанию собеседника. Не отклоняйтесь, и не отклоняйте голову назад, на невербальном языке это отстранение от собеседника и проблемы.

Эти простые и нехитрые приемы позволят вам положительно расположить к вам практически любого человека. И ваша коммуникация будет эффективной.

    Понятие про коммуникацию и её структуру;

    Основные этапы осуществления коммуникации в организации;

    Виды коммуникации в организации;

    Барьеры, препятствующие эффективной коммуникации.

Понятие про коммуникацию и её структуру.

Коммуникация – это обмен информацией между участниками управленческого взаимодействия. Коммуникация является одним из важных психологических компонентов процесса управления и неотъемлемой частью его основных этапов (планирования, организации и контроля). Поэтому руководители тратят значительную часть своего времени на осуществление коммуникативных процессов.

В процессе коммуникации функционируют четыре взаимосвязанных элемента: отправитель информации, сообщение, канал передачи информации, получатель информации.

Отправитель информации – участник управленческого взаимодействия, который генерирует идеи, собирает информацию, необходимую для доказательства идей, и передаёт её. Отправителем информации может быть как отдельный человек, так и группа людей (напр. управленческая команда). Следует отличать отправителя информации, который непосредственно генерирует идеи и технического отправителя информации, хотя иногда они и совмещаются.

Сообщение – это собственно информация, которая передаётся в процессе управленческого взаимодействия и, которая закодирована при помощи определённых символов. Сообщение может быть устным, письменным, печатным и др.

Канал коммуникации – это способ передачи информации: телефон, радио, интернет, факс. Современные каналы передачи информации дают возможность оперативно передавать не только текстовую, но и образную информацию.

Получатель информации – это участник управленческого взаимодействия, для которого передаётся информация. Получатель информации также может быть индивидуальным и коллективным.

Основные этапы осуществления коммуникации в организации.

Процесс осуществления коммуникации в организации включает такие этапы: подготовка сообщения, передача сообщения, декодирование сообщения, установление при необходимости обратной связи. Каждый из этапов имеет свою специфику.

Первый этап коммуникации (подготовка отправителем информации) включает такие действия: выбор идей для передачи, осуществление кодирования при помощи соответствующих символов, выбор канала коммуникации. В процессе выбора идей отправитель информации должен определить и четко сформулировать идей, которые лягут в основу коммуникативного сообщения. Необходимо определить идеи, которые нужно обсудить в коллективе, обосновать их значимость для организации.

Подготовка самого сообщения предполагает кодирование информации (соответствующих идей) при помощи специальных символов: словесных (подготовка текста выступления) или графических (таблицы, графики, диаграммы, фотографии, слайды и т.д.).

Выбор канала коммуникации заключается в том, что отправитель сообщения ищет наиболее адекватные для данного коммуникативного сообщения каналы коммуникации. При выборе канала коммуникации следует учитывать следующие моменты:

    Канал должен обеспечивать физическое отражение тех символов, которые используются для кодирования информации (графики, фотографии, видео);

    Канал должен соответствовать серьёзности идеи и её значимости (например, для серьёзного замечания лучше использовать не общее собрание, а индивидуальную беседу);

    Желательно обеспечить дублирование каналов коммуникации (к устному докладу можно добавить презентацию, раздаточные материалы).

Второй этап коммуникации (передача сообщения) может осуществляться непосредственно и опосредовано (при помощи технических средств). Непосредственная коммуникация может осуществляться в таких формах: монологическая (доклад), диадная (обсуждение задач между директором и замом), групповая (использование метода мозгового штурма для обсуждения перспектив развития).

Для оптимизации передачи информации в процессе непосредственной коммуникации Л.М. Карамушка считает необходимым придерживаться определённых требований, которые можно разделить на две группы: социально-психологические и когнитивно-текстовые.

К социально-психологическим требованиям можно отнести следующие навыки:

    Устанавливать психологический контакт с участниками общения;

    Привлекательность в общении;

    Проявлять дружелюбие в общении, партнёрскую позицию;

    Проявлять эмпатию;

    Открыто говорить о цели и задачах общения, не используя манипулятивных техник;

    Адекватно, на основе рефлексивного механизма, оценивать своё поведение в ситуации общения.

Когнитивно-текстовые требования включают:

    Оптимально объединять теоретический и эмпирический материалы;

    Использовать не только рациональное обращение к аудитории, но и эмоциональное;

    Дополнять информационные материалы их интерпретацией;

    Использовать эффект новизны, т.е. использовать новую информацию;

    Учитывать порядок подачи информации (наиболее интересные и значимые материалы размещаются в начале или в конце сообщения);

    Придерживаться эффекта двусторонней аргументации при изложении материала (наряду с раскрытием собственной позиции и её аргументации, приводится противоположная позиция и соответствующие аргументы);

    Повторять наиболее значимый материал в разных формах, не злоупотребляя количеством повторений.

Эффективная передача сообщения в процессе опосредованной коммуникации предполагает учитывание определённых психологических факторов:

    Необходимо уделять особое внимание на конструирование содержания и структуры текста сообщения, поскольку возможностей для коррекции текста может не быть;

    Учитывание при оформлении текстов социальных и социально-психологических особенностей получателя информации (особенно при международных контактах);

    Обеспечение надёжности технических средств коммуникации, овладение навыками работы с ними;

    Создание условий для осуществления (при необходимости) обратной связи.

Третий этап коммуникации (декодирование сообщения) заключается в «переводе» символов отправителя информации на «язык» мыслей, оценок получателя информации. Данный процесс включает три составляющие:

    Познавательный компонент – восприятие, анализ и осмысление информации;

    Оценочный компонент – оценивание того материала, который подается в сообщении, формирование своего отношения;

    Поведенческий компонент – на основе познавательного и оценочного компонентов принятие решения относительно выполнения определённых действий или изменение поведения.

Четвёртый этап коммуникативного процесса (обеспечение обратной связи между отправителем и получателем). Необходимость такого этапа коммуникации возникает при диадных и групповых формах коммуникации, когда двое или больше участников коммуникации воспринимают, анализируют, оценивают мнения и предложения друг друга, а также корректируют свои действия. Такая необходимость может возникать и при монологичном изложении материала перед аудиторией.

Реализация обратной связи предполагает, прежде всего, готовность участников коммуникативного процесса взаимодействовать друг с другом на основе партнёрства и взаимоуважения. Необходимость в обратной связи может и не возникнуть, когда отправитель информации ориентирован на авторитарный стиль коммуникативного взаимодействия, а коммуникация осуществляется только в виде приказов и распоряжений.

Виды коммуникации в организации.

Виды коммуникаций в организациях можно поделить на две основные группы: (1) коммуникации, обеспечивающие взаимодействие с внешней средой – внешние коммуникации, (2) коммуникации, обеспечивающие взаимодействие сотрудников организации между собой – внутренние коммуникации.

Внешние коммуникации организации выполняют следующие функции:

    Осознание и определение основных целей и задач организации исходя из особенностей функционирования социальной среды (общества в целом, региона, конкретной социальной сферы);

    Обеспечение материально-экономических условий и направлений развития организации;

    Формирование позитивного имиджа организации;

    Обмен опытом с аналогичными отечественными и зарубежными организациями.

Внешние коммуникации могут быть вертикальными , т.е. с организациями, которые занимают разные места в иерархии управленческих отношений, и горизонтальными , т.е. с организациями, занимающими одинаковое место в этой иерархии.

Внешние коммуникации также могут быть формальными , осуществляемыми на основе регламентированных документов, и неформальными, на основе личных, дружеских отношений между руководителями или другими сотрудниками организаций. Неформальные коммуникации имеют большое значение в обеспечении эффективного функционирования организации.

Внешние коммуникации осуществляются при помощи таких форм: деловые встречи, переговоры, служебные записки, отчеты, нормативные документы, договора.

Внутренние коммуникации выполняют следующие функции:

    Налаживание эффективных связей между членами управленческой команды (определение стратегических и тактических задач, распределение функциональных обязанностей, координация действий);

    Организация эффективной деятельности;

    Обмен опытом, повышение профессионального уровня членов организации;

    Оценка эффективности деятельности сотрудников организации;

    Налаживание межличностных отношений между членами организации;

    Формирование традиций организации.

Внутренние коммуникации, как и внешние, могут быть вертикальными, т.е. между членами организации с разным управленческим статусом, и горизонтальными, между членами организации, занимающими одинаковое положение в системе управленческих отношений.

Вертикальные коммуникации могут быть низходящими и восходящими. Низходящие – информация передаётся с высших уровней управления на низшие, напр. передача распоряжений, приказов, рекомендаций. Осуществление низходящих коммуникаций может происходить в индивидуальной, диадной и групповой формах. Восходящие коммуникации – информация передаётся с низших уровней управления на высшие. При помощи таких коммуникаций осуществляется оценка эффективности деятельности руководства, вносятся предложения об усовершенствовании функционирования и развития организации.

Восходящие коммуникации играют важную роль при демократических формах управления, когда руководитель ориентируется на общую со своими сотрудниками деятельность, учитывая их мнения, пожелания, замечания.

Внутренние коммуникации, как и внешние, могут быть формальными и неформальными.

Специфическим видом неформальных коммуникаций являются слухи – передача непроверенной, неподтвержденной информации, которая значительно влияет на эмоциональное состояние сотрудников и может приводить к снижению эффективности их работы, а иногда и ко временной дестабилизации деятельности организации в целом. При помощи слухов передаётся информация о:

    возможных политических и социальных реформах в государстве;

    возможных стихийных бедствиях;

    изменений в структуре организации;

    возможных перемещениях членов администрации;

    возможном сокращении штатов;

    повышении (снижении) зарплаты;

    повышении цен;

    конфликтах между руководством и сотрудниками;

    подробностях личной жизни сотрудников и руководителей.

Чтобы своевременно пресекать слухи и сплетни, администрации необходимо своевременно:

    информировать о возможных структурных изменениях в организации и разъяснять причины таких изменений;

    сообщать о способах защиты сотрудников в кризисных ситуациях;

    придерживаться доброжелательного, спокойного тона в разговорах с сотрудниками.

Таким образом, нормальное функционирование организаций зависит от системы внутренних и внешних коммуникаций.

Барьеры, препятствующие эффективной коммуникации.

Осуществление коммуникации в организации часто блокируется разного рода коммуникативными барьерами. Коммуникативные барьеры как вид психологических барьеров могут быть причиной возникновения и развития внутриличностных, межличностных, внутригрупповых и межгрупповых конфликтов в организациях.

Коммуникативные барьеры могут быть обусловлены объективными (внешними) и субъективными (внутренними) факторами. К объективным факторам относятся:

    особенности социально-политического развития общества, определяющие общий уровень демократичности коммуникативных процессов;

    уровень материально-технической оснащенности каналов информации как в обществе в целом, так и в конкретной организации (компьютеры, интернет, мобильные телефоны, ксероксы и т.д.);

    характеристики микроситуации, связанной с общением в конкретной организации (наличие рабочих кабинетов, залов заседаний, актовых залов и т.д.);

    особенности проблемы, являющейся предметом коммуникации (её содержание, степень сложности, срок принятия решения).

Негативное влияние объективных факторов приводит к возникновению таких видов коммуникативных барьеров: социально-политических, технических, конкретно-ситуативных, предметно-проблемных.

К субъективным (внутренним) факторам относятся:

    особенности направленности участников коммуникации (потребности, интересы, ценностные ориентации, социальные установки, жизненные планы);

    характеристики познавательной сферы субъектов и объектов коммуникации (уровень интеллектуального развития, общие и профессиональные знания);

    особенности эмоционально-динамичной сферы участников коммуникации (уровень эмоциональной стабильности, тип темперамента);

    особенности, определяющие стратегию взаимодействия участников коммуникации (социально-психологический климат в коллективе, стиль общения участников коммуникации).

Субъективные факторы определяются, как правило, национально-культурными, социально-профессиональными, возрастными, половыми, индивидуально-психологическими различиями участников коммуникации. Их влияние вызывает возникновение таких коммуникативных барьеров: языковых, национальных, профессиональных, образовательных, возрастных, половых, личностных, вербальных и невербальных.

Преодоление коммуникативных барьеров достигается при помощи таких условий:

    создание благоприятной для общения макро- и микро- среды;

    обеспечение материально-технической оснащенности каналов общения;

    достижение одинакового понимания коммуникантами содержания и значимости конкретной ситуации;

    учитывание социально-психологических и индивидуально-психологических особенностей партнёра по общению;

    развитие коммуникативной компетентности;

    обеспечение обратной связи;

    ориентация на равноправие, дружеские отношения в общении.

Учитывание содержания коммуникативных барьеров, специфики их возникновения и преодоления является одним из условий предупреждения и разрешения конфликтов, возникающих в организациях.

Карамушка Л.М. Психологія управління: Навч. посіб. – К.: Міленіум, 2003. – 344 с.

Коммуникации - это общение людей в их совместной деятельности, обмен информацией, эмоциями, чувствами, контекстами. Иногда с целью воздействия, иногда с целью информирования, а иногда с целью самовыражения. В любом случае без коммуникаций немыслима совместная деятельность, как и в прочем, вся жизнь.

В профессиональной среде эффективность коммуникаций приобретает новый смысл - она дает возможность быстро, результативно и слаженно работать сотрудникам совместно, в команде. Чистые, прозрачные коммуникации в разы увеличивают скорость продвижения как сотрудников, так и Компании в целом.

Процесс общения многогранен и как же управлять этим процессом? Важно понимать структуру, психологическую суть и владеть инструментами построения эффективных коммуникаций - об этом наш тренинг!

Данная программа позволит сформировать умение понимать людей исходя из их внутренних фильтров восприятия реальности, говорить с ними на одном языке, таем самым быстрее договариваться, решать эффективно конфликтные ситуации, понимать что хочет донести собеседник и с этим учетом выстраивать продуктивный диалог. Особенно это важно, когда сотрудникам даже из разных подразделений необходимо решать общую задачу.

Также данная программа поможет выстроить партнерские отношения: удерживать уверенную собственную позицию, при этом вести коммуникацию без давления, с учетом интересов всех сторон.

В целом, тренинг помогает увидеть так сказать «любимую» позицию, которую мы занимаем в отношениях и понять - насколько она продуктивна. Любая коммуникация связана с эмоциями, поэтому в данном тренинге включен блок эмоционального интеллекта, который поможет в случае возникновения непродуктивных эмоций, эффективно с ними поработать. Наша эмоциональная компетентность - один из важнейших источников эффективной коммуникации.

Цель:

Выработать основные инструменты эффективных коммуникаций внутри команды, Компании

Длительность обучения:
2 дня

Участники:
руководители любого уровня, сотрудники отделов, Компаний

Программа:

1й модуль « Коммуникативные барьеры, транзакционный анализ собственной позиции в коммуникациях»

1. Как избегать барьеров в коммуникациях при решении совместных вопросов?
1.1. Специфика семантического и невербального барьера в коммуникациях
1.2. Умение слушать и слышать - одно ли и то же?
1.3. Качество обратной связи в общении

2. Основополагающие принципы эффективной коммуникации
2.1. Теория транзактного анализа Э. Берна как основа понимания закономерностей коммуникаций
2.2. Кто мы больше в общении - Родитель, Взрослый или Дитя?
2.3. Понятие трансакций, их эффективности
2.4. Когда общение выходит на конфликт? Почему коммуникация становится невозможной?
2.5. Построение эффективного взаимодействия
2.6. Создание особой атмосферы открытости и доверия

2й модуль «Ценности Компании как платформа для выстраивания эффективных коммуникаций»

1.1. Я - команда - бизнес - мир: составляющие корпоративных ценностей
1.2. Эффективное решение задач и взаимосвязь с ценностями Компании
1.3. Как развивается организация и с ней ее сотрудники?

3й модуль «Ассертивное поведение»

1.1. Влияние агрессивного и пассивного поведения на жизненный и профессиональный сценарий
1.2. 6 принципов ассертивного поведения
1.3. Где баланс партнерских взаимоотношений?
1.4. Стратегия «выигрыш-выигрыш» - залог сохранения длительных партнерских взаимоотношений

4й модуль «Механизмы выстраивания совместных договоренностей»

1.1. Конкретизация общей цели и критериев ее достижения
1.2. Методы прояснения целей и потребностей собеседника
1.3. Аргументация собственной позиции
1.4. Вопросы, которые позволяют приближаться к общим договоренностям
1.5. Работа с сомнениями собеседника на ценностном уровне
1.6. Как сделать так, что достигнутые договоренности перешли в действия?
1.7. Что делать, если собеседник категоричен и отказывается слышать другую точку зрения?

5й модуль «Развитие эмоционального интеллекта для управления атмосферой контакта и выстраивания эффективных коммуникаций»

1. Осознаем чувства других людей
1.1. Умение определять эмоции людей в выстраивании стратегии совместного взаимодействия
1.2. Насколько я могу понять эмоции другого человека?
1.3. Что помогает, а что мешает понять другого человека? Исследование собственных установок и фильтров
1.4. Понимание эмоций другого человека через эмпатию и невербальные сигналы
1.5. Базовые эмоции и как их распознать?
1.6. Вербальная коммуникация в осознании и понимании чувств другого человека
1.7. Тренировка эмпатического высказывания

2. Управляем атмосферой контакта, переговоров и отношений
2.1. Основные принципы в управлении атмосферой контакта
2.2. Общий алгоритм в управлении атмосферой контакта
2.3. Методы в управлении атмосферой контакта - в момент коммуникаций и за их пределами

Настасья Евдокимова и «Академия Живого Бизнеса» рады предложить возможность купить готовую методику 2х дневного тренинга «Как эффективно выстраивать коммуникации».

В комплект методического пособия для бизнес-тренеров входят:

  • подробный сценарий тренинга
  • презентация Power Point
  • стимульный материал с инструкциями к играм и упражнениям
  • рабочая тетрадь участника тренинга
  • кинометафоры
  • текст к сертификату
Стоимость методики (в электронном виде):
для физ.лиц 20000 рублей, для юр. лиц 40000 рублей.

2 - Покупайте готовые методики, пока их цены слишком малы, это выгодно. Цены на готовые продукты растут каждый год.

3 - Инвестируйте в свой профессионализм и зарабатывайте.

4 - Все затраты к вам вернутся после первого проведения обучения, а дальше - чистая прибыль.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: