Суэцкий канал (Suez Canal) - это. Суэцкий канал, Египет: описание, фото, где находится на карте, как добраться

17 ноября 1869 года был открыт короткий путь для кораблей, идущих из Европы в Индийский океан, Юго-Восточную Азию и в другие регионы планеты, куда раньше можно было добраться, лишь обогнув Африку. Пятнадцатилетнее строительство проходило драматически, ему препятствовали политические противоречия, нехватка рабочей силы, эпидемические вспышки холеры и многие другие проблемы. Теперь судам достаточно преодолеть всего 101 километр, и они окажутся в Красном море. Через 145 лет после открытия Суэцкого канала настало время осветить некоторые интересные факты, связанные с его историей.

1. Канал был задуман еще в Древнем Египте

Египетский фараон Сенусерт III инициировал строительство кратчайшего пути, связывающего два моря (Средиземное и Красное). Затем, как утверждают историки, попытку осуществить проект предпринимали фараон Нехо II и персидский завоеватель Дарий, но оба затем отказался от дальнейших работ. Некоторые сведения позволяют предполагать, что в III веке до нашей эры в эпоху правления династии Птолемеев этот «Канал фараонов» все же был окончен, и по нему путешествовала сама Клеопатра. Как бы там ни было, он имел извилистое русло и через пустыню связывал с Красным морем реку Нил, по которой суда могли выйти в Средиземноморский бассейн.

2. Наполеон Бонапарт рассматривал проект строительства канала

После завоевания Египта в 1798 г. французский император Наполеон Бонапарт выслал команду геодезистов для изучения возможности рытья канала через Суэцкий перешеек. Разведчики пришли к неправильному выводу о том, что уровень Красного моря на 30 футов выше, чем Средиземного. Они ошибочно утверждали, что любая попытка создать канал может привести к катастрофическим наводнениям в дельте Нила. В результате Наполеон отказался от проекта, а планы строительства не рассматривались до 1847 года, когда группа исследователей, наконец, подтвердила, что разница уровней Средиземного и Красного морей не столь велика.

3. Британское правительство возражало

Планирование Суэцкого канала официально началось в 1854 году, когда французский дипломат Лессепс при поддержке императора Наполеона III договорился с египетским наместником о создании компании «Суэцкий канал». Британия усмотрела в этом строительстве поползновение на свое морское могущество и развернула мощную пропагандистскую компанию против плана. Францию обвиняли в «вопиющем ограблении простых людей» (имелись в виду акционеры), премьер-министр Великобритании лорд Пальмерстон выступал с горячими речами против Лессепса, который даже вызывал на дуэль английского железнодорожного инженера Роберта Стивенсона, рискнувшего усомниться в его правоте.

Все это не помешало британскому правительству в 1875 году купить за бесценок 44 % акций компании, воспользовавшись финансовыми затруднениями Египта.

4. Канал строился вручную и с применением самых современных машин

Выемка столь большой массы грунта (75 миллионов кубических метров песка) требовала огромных трудозатрат, и сначала канал копали принудительно согнанные бедные египетские крестьяне. В конце 1861 года десятки тысяч работников использовали лишь кирки и лопаты, и дело продвигалось медленно. Особенно серьезные трудности возникли после того, как египетский правитель Исмаил Паша запретил использование принудительного труда в 1863 году. Столкнувшись с острой нехваткой рабочих рук, Лессепс и компания Суэцкого канала изменили стратегию и начали использовать несколько сотен паровых машин и земснарядов. Новая технология повысила производительность в последние два года строительства. Около трех четвертей канала вырыто тяжелой техникой.

5. Статуя Свободы первоначально задумывалась для канала

В 1869 году строительство близилось к завершению. Французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди пытался уговорить Лессепса и египетское правительство позволить ему установить его скульптуру «Египет, несущий свет Азии» на берегу Средиземного моря у входа в канал. Он предлагал поставить огромную (90 футов высотой) статую женщины, облеченной в традиционную одежду египетских крестьянок с факелом в руке, служащим одновременно и маяком. Проект остался нереализованным. В 1886 году Бартольди создал новую версию для Нью-Йоркской гавани, известную всему миру как Статуя Свободы.

6. Между Суэцким и Панамским каналами есть связь

Именно Лессепс первым предложил прорыть судоходный путь через Панамский перешеек в Центральной Америке. Работы начались в 1881 году, но, несмотря уверения французского дипломата в том, что новый канал будет строить легче, чем Суэц, все оказалось с точностью до наоборот. Тысячи людей погибли во время строительства в душных джунглях, компания потратила $ 260 млн. (безумные деньги в то время), и так и не завершив проект, лопнула в 1889 году. Только через четверть века Панамский канал был, наконец, построен.

7. Канал сыграл важную роль в Холодной войне

В 1956 году Суэцкий кризис стал причиной короткой войны между Египтом и объединенными вооруженными силами Англии, Франции и Израиля. Конфликт имел свои истоки (оккупация Британией прибрежной зоны, продолжавшаяся даже после того, как Египет получил независимость в 1922 году). Противоречия обострились в июле 1956 года, когда президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал. Уже в октябре объединенные силы Великобритании, Израиля и Франции начали наступление на Египет. Агрессорам почти удалось добиться военной победы, их остановил лишь ультиматум Советского Союза. Премьер-министр Великобритании Энтони Иден ушел в отставку, а Суэцкий канал остался под египетским управлением.

8. Целый флот кораблей простоял в канале более восьми лет

В июне 1967 года после Шестидневной войны Суэцкий канал был закрыт правительством Египта из-за большого количества мин и затопленных кораблей. На этот момент 15 судов из разных стран были пришвартованы в середине канала у Большого Горького озера. Они оставались там восемь лет, получив прозвище «Желтый флот», по цвету заносящих их песков пустыни. В 1975 году кораблям, наконец, разрешили покинуть канал. Только два судна смогли уйти самостоятельно, остальные пришлось буксировать.

9. Суэц будут реконструировать

Через Суэцкий канал проходят ежедневно примерно 50 судов. Сборы обеспечивают Египту ежегодный доход в $ 5 млрд., но транспортная нагрузка растет. И ширина, и глубина стали недостаточными для пропуска всех типов судов и обеспечения двухстороннего движения современных танкеров. В августе 2014 года Египет объявил об амбициозном плане по углублению канала и созданию новой 22-мильной дополнительной полосы. Предварительное проектирование уже началось. Стоимость проекта ориентировочно составляет $ 8,5 млрд. Египетские власти утверждают, что после реконструкции в 2023 году доход от канала удвоится.

17 ноября 1869 года для судоходства был открыт Суэцкий канал. По этому поводу мы сегодня расскажем о нем и еще о четырех самых больших в мире судоходных каналах.

Идея строительства самого короткого водного пути, соединяющего Красное море со Средиземным, появилась еще в эпоху Среднего царства Египта, но построенный египетским фараоном Нехо Вторым канал просуществовал только до 776 года. В 1854 году Фердинанд Мари Лессепс, дипломат и делец французского происхождения, умело используя влияние Франции на правительство Египта и свои выгодные связи, добился у правителя страны концессии на льготную постройку Суэцкого канала. Возведение грандиозного сооружения, начавшееся весной 1859 года, заняло целое десятилетие и потребовало использование труда около полутора миллионов человек. Чернорабочими на проекте выступали египтяне, рекрутируемые на принудительной основе по 60 000 человек ежемесячно. Торжественное открытие Суэцкого канала состоялось с невероятным размахом 17 ноября 1869 года. За годы своего существования Суэцкий канал успел побывать под господством Франции, Англии, совместным контролем двух стран, а в 1956 году был национализирован правительством Египта. Сегодняшняя длина Суэцкого канала составляет чуть больше 162 километров, а глубина на фарватере – 22, 5 метра. Через Суэц разрешено проплывать всем судам, чьи страны не воюют с Египтом, кроме кораблей на атомных силовых установках.

Возведение самого известного шлюзового канала и основной туристической достопримечательности Панамы считается одним из самых грандиозных строительных проектов за всю историю человечества. Пробная попытка его постройки, предпринятая «отцом» Суэца, не удалась – препятствия, чинимые климатическими и географическими условиями, оказались непреодолимыми. В начале 20 века Соединенные Штаты Америки, заинтересованные в увеличении своего военного могущества за счет молниеносного передвижения военно-морских сил из одного океанского бассейна в другой, приобрели у Франции проект и заключили с правительством Панамы договор на предоставление пятикилометровой территории по обе стороны канала в бессрочное пользование. Джон Стивенс, главный инженер Панамского канала, учел ошибки французов, обеспечив дезинфекцию строительной площадки, и изменил проект, разработав канал с трехступенчатыми шлюзами с обеих сторон и участком водораздела, возвышающимся на 26 метров над океанами. Открытие Панамского канала состоялось 12 июня 1920 года, и до 1999 года он находился под контролем США, окруживших его бессчетным количеством военных баз. Сейчас – под контролем правительства Панамы. Длина канала составляет почти 82 километра, на прохождение которых требуется около 9 часов. Стоимость прохождения по каналу разнится в зависимости от класса и размеров судна и составляет от восьми сотен до полумиллиона долларов.

Cевероморско-Балтийский канал, в простонародье именуемый Кильским (по названию немецкого города Киль, мимо которого он проложен) считается одним из основных водных путей Германии. Его длина составляет почти 100 километров, а ширина - от 162 до 165 метров. Начало мегастройки было положено Вильгельмом Первым летом 1887 года. 82 миллиона кубометров земли, вырытой со стройки, непрестанный труд 9 тысяч рабочих – и в 1895 году канал принял первые суда. Свои сегодняшние размеры Кильский канал приобрел после усовершенствований, проведенных перед и после Первой мировой войны – вдоль него была создана дюжина расширений, предназначенных для одновременного прохода нескольких крупных судов. Шлюзовые камеры позволяют пропускать корабли, чей размер не превышает 235 метров в длину, а система канала способна стабилизировать колебания водных масс, возникающие в результате приливов реки Эльба или штормовых ветров Северного моря. На пересечение Кильского канала любому из примерно 250 кораблей, ежедневно проходящих по нему, требуется около 9 часов. Его использование помогает капитанам сэкономить около суток, избегая обхождения Ютландского полуострова.

Канал длиной 6,4 километра и шириной чуть больше 21 метра, соединяющий Коринфский залив и залив Сароникос в Эгейском море, считается одним из самых крупных безшлюзовых судоходных каналов, хотя сейчас практически бездействует. Канал, который мы сегодня видим, появился вследствие издания в 1869 году Закона « О прорытии Коринфского перешейка». Для создания Коринфского канала был выбран проект все того же Фердинанда де Лессепса, а линия трассы совпала с той, которую определили еще архитекторы древнего Рима, пытаясь соединить Пелопоннес с Грецией по приказу Нерона. В строительстве канала были задействованы две с половиной тысячи рабочих и самая современная на то время техника, было вырыто и вывезено более 930 тысяч кубометров земли и камня. Коринфский канал был торжественно открыт 7 августа 1893 года и функционировал до 1944 года, сыграв важную роль во Второй мировой войне. В 1948 году канал был восстановлен и снова стал функционировать, но сегодня из-за увеличения размера судов почти не используется. За год по Коринфскому каналу проходит всего около 15 тысяч судов, что делает его самым дорогостоящим каналом в мире в пересчете на километр длины.

Длиннейший в мире судоходный канал, достигающий 1794 км, протянулся от Пекина до Ханчжоу и может сравниться по грандиозности разве что с Великой китайской стеной. Строительство Великого канала, призванного обеспечить поставку продовольствия с севера Китая в столичные регионы, началось еще в 486 году до н.э., когда был прорыт первый 150-километровый участок, связавший Янцзы и Хуанхэ. Через тысячу лет возведение водного соединения продолжил император Янди, использовав несколько миллионов человек, чтобы соединить столицу Лоян с Кайфэном и Янчжоу. Современный вид Великий канал приобрел в 1949 году – после углубления и расширения его судоходный путь достиг тысячи километров. Сейчас он уже не является самой важной транспортной артерией страны, перевозя всего около 30 миллионов тонн грузов, однако стал очень важной туристической достопримечательностью Китая. Один из самых популярных туристических маршрутов страны, демонстрирующий старинные фермы и поля, крупные верфи и самобытные деревни, носит название «Путешествие по Великому каналу».

Современный Суэцкий канал – крупная водная артерия, соединяющая Средиземное и Красное моря. С этим сооружением связан еще целый ряд важных проектов. Суэцкий канал, где находится город Исмаилия, соединяется отдельным рукавом с рекой Нил.

В районе города Суэц проложен автомобильный тоннель, носящий имя генерала Ахмеда Хамди. Он пролегает под дном канала и обеспечивает автомобильное сообщение Африки с Азией. Над водной артерией проходит линия электропередачи, подвешенная на двух пилонах на высоте более 200 метров.

Построенный через канал в 2001 году мост три года удерживал статус крупнейшего вантового моста в мире. В 2004 году он уступил его виадуку Мийо в южной Франции.

Договоренность о постройке моста была достигнута во время визита президента Мубарака в Японию в 1995 году. Вантовый мост строился при поддержке японского правительства, а основным подрядчиком выступила фирма этой азиатской страны. Неофициальное название сооружения – мост египетско-японской дружбы. Он построен на 70-метровой высоте, длина его главного пролета – 404 метра.

Сегодня канал позволяет транспортировать грузы из Азии в Средиземноморье, минуя Африку. Ежегодно доходы от его использования приносят Египту по несколько миллиардов долларов. Это второй по значению источник пополнения государственного бюджета североафриканской страны.

История постройки: до Суэцкого канала

У Суэцкого канала был предшественник, сооруженный еще в древности. Его называют «Канал фараонов» или «Древний Суэцкий канал». Аристотель, Плиний Старший и Страбон приписывали идею канала фараону Сезострису. Это собирательный образ, который объединял в глазах греков и римлян египетских владык глубокой древности. Под Сезострисом иногда предполагают Рамсеса II.

По словам Геродота, строить канал начали при фараоне Нехо II (VI век до н.э.). Древний историк писал, что длина сооружения составляла четыре дня пути, а ширина позволяла плыть рядом двум боевым кораблям.

Нехо II не завершил сооружение канала. По словам Геродота, строительные работы погубили 120 тысяч египтян. Но правитель отказался от завершения конструкции после того, как услышал от оракула, что канал принесет больше пользы чужеземцам.

В VI веке до н.э. Египет стал частью персидской империи Ахеменидов. Царь Дарий I решил завершить работы по соединению Нила с Красным морем. Выяснили, что в «старом канале», вырытом при Нехо, уже нет воды. Царь смог мобилизовать на его сооружение ресурсы своей империи.

Дарий I лично приехал на открытие канала. Вдоль него стояли трехметровые стелы с надписью на нескольких языках. Они сообщали, что Дарий приказал прорыть канал, чтобы парусные корабли могли идти из Египта в Персию, «как я того захотел».

Другие авторы сомневались, что при Дарии I канал был закончен. Писали, что канал продолжали достраивать при Птолемее II (III век до н.э.). Инженеры этого царя смогли придумать водяные замки, которые предохраняли Нил от заполнения его соленой водой.

В последние века Античности сооружение было известно как «река Траяна» в честь великого императора Рима II века. В VII веке канал был засорен илом. Водный путь восстановили по приказу арабского полководца Амра ибн аль-Аса, завоевавшего Египет, или халифа Омара около 642 года до н.э. В 767 году по приказу арабского халифа аль-Мансура канал засыпали, чтобы по нему не шли поставки его врагам.

Около 1000 года ров пытались снова сделать судоходным, но новый канал быстро засорился песком. В конце XV века венецианцы предложили план соединения канала с Красным морем и Нилом, чтобы вести торговлю с Индией. Но план было трудно реализовать, а завоевание Египта османами похоронило его окончательно.

Во время Египетской кампании в 1798 году по приказу Наполеона велись раскопки и были обнаружены остатки древнего канала. Когда Наполеон стал императором, были попытки возродить канал, но они оказались неудачными. Причиной было то, что не учли глубину Красного моря.

Рождение Суэцкого канала

В 1830-е годы ряд европейских инженеров выдвигали свои проекты возрождения Суэцкого канала. В 1854 году турецкий хедив Египта Сеид-паша предоставил французскому инженеру Фердинанду де Лессепсу концессию. Она предполагала создание компании для сооружения канала, открытого кораблям всех стран.

Компания была открыта в декабре 1858 года, а в апреле 1859 года начала работы. Сооружение канала заняло десять лет. Для этого компания Суэцкого канала использовала принудительный труд египтян. Всего в его строительстве было задействовано около 1,5 миллиона граждан разных стран. Несколько тысяч рабочих погибли от болезней.

Создание водного пути не устраивало Великобританию, и она предпринимала меры по торможению проекта. Англичане придали огласке случаи использования «рабского труда» и заставили отказаться от привлечения к работе местных крестьян.

Официальное открытие Суэцкого канала состоялось 17 ноября 1869 года. Открытие осуществил Исмаил, новый хедив Египта и Судана. На торжественной церемонии присутствовала императрица Евгения, супруга императора Франции Наполеона III.

Первой канал должна была пересечь французская яхта «Aigle». Но в ночь перед открытием водного пути английский капитан Джордж Нэрс провел свое судно «Ньюпорт» мимо кораблей других стран. Так англичане оказались первыми. Нэрс получил от своего правительства официальный выговор и неофициальную устную благодарность.

Все работы были завершены только к 1871 году, и первое время по каналу ходило мало судов. Большинство акций компании Суэцкого канала принадлежали Франции. Долги вынудили Исмаил-пашу продать долю Турции французским акционерам.

В 1882 году Английские войска вторглись в Египет, и Великобритания сумела получить контроль над Суэцким каналом. Константинопольская конвенция объявляла его нейтральным под британским протекторатом. Контроль над ним пригодился англичанам во время обеих мировых войн. В 1956 году Великобритания вывела свои войска из Египта, и Суэцкий канал оказался под контролем этой страны.

Хорошо знаешь историю географических открытий?

Проверь себя

Начать тест

Ваш ответ:

Правильный ответ:

Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

Ваши ответы

8 000 км — это много? А для коммерческих перевозок, где каждый километр обходится в энную сумму? В этом вопросе весь секрет Суэцкого канала . Одно из самых известных сооружений мира заслуживает пристального внимания. 160 км позволяют избегать 8 000 км пути вдоль побережья Африки. 86 морских миль - и вы из Средиземного моря попадаете в Красное. Из Европы в Азию.

Неплохо? Какова была бы судьба , будь у них этот кратчайший путь в богатую Индию? Что делал бы Христофор Колумб ? Как ни странно, но у генуэзца был шанс пройти к вожделенному краю пряностей через Аравийский перешеек. И несмотря на то, что открыли канал только 145 лет назад - в 1869 году, история идеи намного старше и интереснее!

Рождение идеи

Древние египтяне быстро почувствовали все преимущества географического расположения своей страны. Государство, возникшее на берегах Нила, могло с одинаковым успехом торговать с Месопотамией, Грецией, странами Африки и Азии. Но были и серьезные препятствия — Аравийская пустыня, например. Её бескрайние пески отделяли удобный для судоходства Нил от Красного моря. Народ, который построил пирамиду Хеопса и Карнакский комплекс, просто обязан был задуматься о строительстве удобных судоходных путей. Так, при фараоне Меренре I (2285 - 2279 гг. до н.э.) для облегчения доставки гранита из Нубии были прорыты каналы в обход порогов Нила.

Самое интересное для Вас!

Скорость больше не нужна

За постройку полноценного канала взялся фараон Сенусерт III. Однако из-за того, что все означенные события происходили около 1800 лет до н.э., нельзя с полной уверенностью сказать, получилось ли у амбициозного правителя воплотить свой замысел в жизнь. По некоторым данным, Сенусерт в гранитных скалах пробил канал длиной 78 метров и шириной 10, чтобы облегчить судоходство по Нилу.

Конечно, учитывая уровень технологий — это тоже солидно. Но современный Суэцкий канал — недостижимая высота. Некоторые источники (Плиний Старший, например) утверждают, что планы у Сенурсета были гораздо грандиознее - прорыть между Нилом и Красным морем судоходный канал в 62,5 мили (около 100 км). Не сделал он этого вероятнее всего потому, что придворные инженеры не смогли составить нормальный план.

Согласно их расчетам, уровень воды в Красном море был выше, чем Ниле, и канал «испортил» бы воду в реке. По очевидным причинам использовать шлюзы древние строители не могли. Позже ошибочность расчетов египтян доказал блистательный Фурье, а позже, на практике, подтвердили строители Суэцкого канала.

Суэцкий канал: предтечи

Только через тысячу лет фараон Нехо ІІ (ок. 600 г. до н. э.) попытался не просто повторить своих предшественников, но и превзойти их! К сожалению, подробных сведений о канале Нехо не сохранилось, но известно, что путь по нему занимал 4 дня. Этот путь проходил рядом с городами Бубастиса и Патума. Канал был извилист, так как перед Красным морем приходилось обходить скальные породы. На строительстве погибло 120 000 египтян (по данным античных авторов, однако это может быть преувеличением). Увы, работа так и не была закончена — жрецы напророчили каналу незавидную участь и фараон не стал искушать судьбу и противиться воле богов.

Почему египтяне с таким упорством пытались воплотить в жизнь столь масштабную идею? В 19 веке это очевидно - Суэцкий канал нужен, чтобы сразу выйти в Индийский океан, а не огибать Африку. Но египтяне едва ли выходили даже в Аравийское море. Да и жизнь в пустыне приучила их к сухопутным походам и экспедициям. В чем же причина? Все дело в экспансионистской политике. Вопреки общественным представлением, в Древнем Египте не только строили пирамиды и поклонялись котам. Египтяне были искусными купцами, хорошими воинами и осторожными дипломатами. А территории современных Сомали, Емена, Эфиопии были источником ценнейших товаров: мирры, ценной древесины, драгоценных металлов, ароматических смол, ладана, слоновой кости. Также были совершенно экзотические «товары»: фараон Исеси, к примеру, наградил своего казначея Бурдиду за то, что тот из Пунта привез правителю карлика.

Египетские правители использовали весь арсенал средств - торговлю, войско, дипломатию. Но почему не сухопутный путь? Зачем просто так убивать 120 000 подданных и тратить массу средств? Все дело в том, что с древних времен и до наших дней включительно, морской транспорт остается самым дешевым. Максимальная автономность, грузоподъемность, скорость - это все о кораблях, а не караванных путях. Египтяне это понимали и идеи каналов, подобных Суэцкому, постоянно посещали фараонов и ученых. Вот только жрецы сломали амбициозному фараону все планы. Этот проект был закончен, но уже совершенно другим правителем - Дарием І.

Персы, греки и арабы

Через сотню лет после фараона Нехо II именно Дарий закончил строительство канала, приписав себе, однако, несколько больше совершенного: «Я приказал вырыть этот канал от реки, которая называется Нил и течет в Египте, до моря, который начинается в Персии. […] этот канал был вырыт, поскольку […] корабли пошли из Египта через этот канал в Персию, как я намеревался». В действительности персидский царь только очистил от ила уже построенный египтянами путь и проложил остаток водного пути — так возник «дедушка» Суэцкого канала.

Но и тут не все так однозначно. Историк Страбон подает несколько другие данные: «Канал был прорыт Сесострисом [он же Сенусерт, 1800 г. до н. э.] первоначально еще до Троянской войны; некоторые, однако, утверждают, что это дело сына Псаммитиха [этим сыном был тот самый Нехо ІІ], который только начал работы и затем умер; позднее за это взялся Дарий I, который унаследовал производство работ. Но под влиянием ложного представления он бросил уже почти законченную работу, ибо его убедили, что Красное море лежит выше Египта, а если прокопать весь промежуточный перешеек, то Египет будет затоплен морем. Тем не менее цари из рода Птолемеев прокопали перешеек и сделали пролив запирающимся проходом, так что можно было по желанию плыть беспрепятственно во Внешнее море и возвращаться обратно».

Этот античный автор утверждает, что Дарий так и не закончил постройку канала. Увы, древняя история пестрит такими вот несоответствиями и едва ли можно указать на однозначно верный вариант. Однако участие Птолемея II (285 - 246 гг. до н. э.) в постройке канала не вызывает никаких сомнений. По воспоминаниям современников, канал был настолько широк, что там могли свободно разминуться две триеры (ширина такого корабля около 5 м.), а это солидные цифры даже для современного сооружения. Именно этот правитель закончил строительство знаменитого Фаросского маяка (одно из 7 чудес света), да и вообще много средств выделял для экономического развития страны. Через тысячелетия Египет станет родиной нового Чуда света — Суэцкого канала.

После Птолемея канал достался римлянам вместе с Египтом. Очередное его масштабное восстановление организовал император Траян. Позже этот путь забросили и использовали лишь эпизодически для локальных целей

Вновь по-настоящему оценили возможности канала арабские правители. Амр ибн аль-Ас создал, благодаря каналу, прекрасный путь снабжения Египта продовольствием и сырьем. Торговая функция канала изменилась в пользу инфраструктурной.

Но в конце-концов халиф Аль-Мансур в 775 году закрыл канал из-за политических и военных соображений. Канал без должного обслуживания приходил в упадок и только некоторые его части заполнялись водой во время ежегодных разливов Нила.

Наполеон. Куда же без него!

Только через тысячу лет, во время пребывания Наполеона Бонапарта в Египте, о проекте вновь заговорили. Амбициозный корсиканец задумал восстановить канал, ведь в перспективе он хотел получить форпост между Британией и ее колониями в Индии, и такой элемент инфраструктуры было грех упускать. Суэцкий канал, его образ, идея — всё это незримо витало в воздухе. Но кто бы мог воплотить эту технологически и экономически колоссальную задумку?

Высадившись в Египте в 1798 году, Бонапарт смог легко разбить египетские войска. Не ожидая серьезного противодействия со стороны турок, он начал планировать обустройство будущей колонии. Но Османская империя не желала видеть корпус из 30 000 французов у себя на юге, поэтому обратилась за помощью к Великобритании. Владычица морей подавно не хотела усиления Франции, тем более если это грозило ее колониальным интересам. Гениальный Нельсон сумел нанести французам поражение при Абукире.

Лишившись поддержки флота на Средиземноморье, Наполеон оказался в западне и ему было уже не до канала. Надо было спасать солдат и спасаться самому. А в это время инженер Лепер, которого Бонапарт привез из Франции, составлял проект канала. Но готов он был только в 1800 году — Наполеон был уже во Франции, отказавшись от завоевания Египта. Решения Лепера нельзя назвать удачными, ведь его проект опирался отчасти на старый путь, проложенный ещё Дарием и Птолемеем. Кроме того, канал был бы непригоден для прохождения судов с большой осадкой, а это сильно сказывалось на перспективе такого «короткого пути» из Европы в Азию.

Первые шаги к Суэцкому каналу

В 1830 году Фрэнсис Чесни, британский офицер, в лондонском парламенте предложил идею постройки канала через Суэцкий перешеек. Он утверждал, что реализация подобного проекта серьезно упростит англичанам путь в Индию. Но к Чесни никто не прислушался, так как к тому времени англичане были заняты налаживанием наземной транспортной инфраструктуры на перешейке. Конечно, сейчас нам подобная схема кажется бессмысленной, из-за трудности и неэффективности подобного подхода.

Посудите сами — яхта или корабль, прибывший, допустим, из Тулона, высаживал пассажиров в Александрии, где они частью по суше, частью по Нилу добирались до Каира, а потом через Аравийскую пустыню до Красного моря, где вновь занимали места на другом корабле, который шел в Бомбей. Утомительно, не правда ли? А если посчитать стоимость подобного маршрута для перевозки товара? Тем не менее, проект Чесни был отвергнут, тем более в 1859 году была достроена прямая железная дорога через перешеек. Куда там какому-то Суэцкому каналу!

В 1833 году идеей канала живо заинтересовалось французское утопическое движение сенсимонистов. Несколько энтузиастов разработали план постройки, но Мухаммед Али-паша (правитель Египта) не был настроен на поддержку подобных проектов: на море Египет еще не оправился от последствий Наваринского сражения , а на суше нужно было воевать с турками. Время идеи еще не пришло.

Фердинанд родился в 1805 году в семье дипломата, что, собственно, и предопределило его карьеру. В 20 лет он был назначен атташе в посольстве Франции в Лисабоне, где работал его дядя. В это время часто ездит в Испанию и навещает свою двоюродную племянницу Евгению. Ее лояльное отношение к дядюшке Фердинанду еще сыграет свою роль. Чуть позже, не без помощи отца, он получил место в составе французского дипломатического корпуса в Тунисе. А в 1832 году его отправили в Александрию, на пост вице-консула. Именно здесь Суэцкий канал берет начало своей истории.

Еще во Франции де Лессепс ознакомился с работами сенсимонистов и вошел в их круг. В Египте он близко общался с Бартелеми Анфантеном, главой секты сенсимонистов. Естественно, идеи реформирования Египта и масштабных строек не могли не посещать достаточно радикального Анфантена. Тем более, что в это же время проевропейские реформы начал проводить Мухаммед Али. Бартелеми, очевидно, делился мыслями с молодым вице-консулом. Вполне возможно, что он делает это не только из чистого интереса, но и потому, что де Лессепс успешно продвигается по службе — в 1835 его назначили генеральным консулом в Александрии.

В это же время произойдет еще один примечательный факт, который во многом решит судьбу канала: Мухаммед Али предложит де Лессепсу заняться образованием своего сына, Мухаммеда Саида. До 1837 года Фердинанд работал в Александрии, формально консулом, а де-факто еще и репетитором.

За пять лет в Египте Лессепс оброс связями среди египетских чиновников и неплохо разбирался в местной политике. Позже француза отправили в Нидерланды, а еще позже — в Испанию. В 1849 году Фердинанд был в составе французского дипломатического корпуса в Риме, где решались вопросы, связанные с итальянским восстанием. Переговоры были провалены, а де Лессепса сделали козлом отпущения и отправили в отставку.

Бывший дипломат жил себе спокойно в своем поместье, а в свободное время работал с материалами, которые собрал во время своего пребывания в Египте. Особенно нравилась ему идея постройки канала через Суэцкий перешеек. Фердинанад даже отослал проект канала (назвав его «Канал двух морей») на рассмотрение Аббас Паши, правителя Египта. Но увы, отклика так и не получил.

Через два года, в 1854 году, на египетский престол взошел Мухаммед Саид. Как только де Лессепс узнал об этом, он сразу отправил поздравления своему бывшему ученику. Тот в ответ пригласил бывшего консула в Египет и 7 ноября 1854 года Фердинанд де Лессепс был в Александрии. В своей дорожной сумке он держал проект «Канала двух морей», рассчитывая показать его Саиду. Время идеи пришло.

Великий комбинатор

В литературе де Лессепса часто называют авантюристом и хитрым дельцом. Связывают это, правда, больше с постройкой Панамского канала, но и в Суэцком проекте он отметился. Дело в том, что 30 ноября 1854 года Саид-паша подписал концессионное соглашение о строительстве канала (дополненное в 1856 году). Условия соглашения, предложенного Фердинандом, были крайне невыгодны для Египта. Именно поэтому он заслужил сравнение с незабвенным Остапом Бендером. Но если посмотреть на ситуацию с точки зрения средины 19 века, все становится на свои места. Европейцы воспринимали азиатские и африканские страны исключительно как колонии — уже оформившиеся, либо потенциальные. Де Лессепс был прилежным учеником и следовал европейской политической парадигме. Едва ли уместно говорить о несправедливости, если ее как таковой не существовало.

Но что же было в том соглашении? В чем просчитался Саид-паша?

  • Все земли, необходимые для постройки, переходили в собственность компании.
  • Все оборудование и материалы, которые ввозили из-за границы для строительства не облагались пошлинами.
  • Египет обязывался обеспечить 80% необходимой рабочей силы.
  • У компании было право выбирать на государственных рудниках и карьерах сырье, забирать весь необходимый транспорт и оборудование.
  • Компания получила право владеть каналом на протяжении 99 лет.
  • Египетское правительство будет получать от компании ежегодно 15% чистого дохода, 75% уходит в пользу компании, 10% в пользу учредителей.

Выгодно? Как для колонии — вполне, но не более. Возможно, Саид-паша просто не был хорошим правителем. Он тоже проводил реформаторскую политику, но ему не хватало прозорливости отца. В итоге он отдал ценнейший канал в руки колонистов-европейцев.

Суэцкий канал, на старт, внимание… марш!

Окончательный проект Суэцкого канала со всеми необходимыми чертежами и расчетами был предоставлен в 1856 году. Только через два года — 15 декабря 1858 года была основана «Universal Suez Ship Canal Company». Прежде чем приступить к непосредственному сооружению канала компания должна была получить финансовую поддержку — для этого Фердинанд начал выпускать акции.

Всего он выпустил 400 000 ценных бумаг, которые надо было кому-то продать. Лессепс сначала попытался привлечь британцев, но не получил ничего кроме насмешек и запрета продажи акций «Suez Canal Company». Консервативность британцев в этот раз сыграла против них. Полагаясь на железную дорогу через Аравийский перешеек, они упустили замечательный судоходный путь. В Австрии и Пруссии идея тоже не стала популярной.

Зато в родной Франции акции пошли «на ура» — средний класс активно скупал бумаги по 500 франков за штуку, надеясь в будущем получить неплохие дивиденды. 44% акций выкупил Саид-паша, а еще 24 000 были проданы Российской империи. В результате фонд компании составил 200 000 франков (примерный курс: 1 франк 1858 года = 15 долларов США 2011 года). 25 апреля 1859 года начались строительные работы на месте будущего Порт-Саида.

Строительство Суэцкого канала продолжалось десять лет. Нет точной оценки количества задействованных рабочих. По разным данным канал строили от 1 500 000 до 2 000 000 человек. Из них несколько десятков тысяч (или сотен, никто не считал) умерли. Главной причиной этого был непосильный труд и ужасная антисанитария. О чем можно говорить, если нормальный канал для обеспечения стройки пресной водой построили только в 1863 году! До этого воду регулярными «рейсами» доставляли 1600 верблюдов.

Что интересно, Великобритания активно выступала против использования, фактически, принудительного труда на Суэцком канале. Но не обманывайтесь на счет политиков Туманного Альбиона — ими руководило отнюдь не человеколюбие. Ведь англичане не гнушались абсолютно так же использовать египтян при прокладке своей железной дороги (об этом с возмущением писал Лессепс в письме британскому правительству). Все дело было в экономических интересах — Суэцкий канал серьезно облегчал судоходство между Европой и Индией, богатейшей колонией британцев. Именно поэтому Лондон постоянно давил на турецкого султана и Францию, не давая компании спокойно работать. Доходило до того, что нанятые британцами бедуины пытались поднять восстание среди строителей канала! Турки и французы не хотели ссориться с Британией, так как совсем недавно они вместе воевали против России и терять такого могущественного союзника им не хотелось.

В 1863 году скончался Саид-паша, на египетский престол взошел Исмаил-паша. Новый правитель захотел пересмотра концессионного соглашения и стройка почти остановилась. Над Суэцким каналом повисла серьезнейшая угроза. Но Фердинанд де Лессепс был дипломатом, пусть и не блестящим. А что за дипломат без туза в рукаве? Фердинанд обращается к Наполеону III, правда не напрямую, а через племянницу Евгению, жену французского императора. Третейский суд под руководством Наполеона пересмотрел условия соглашения и вернул египетскому государству земли, перешедшие к компании. Кроме того, были отменены льготы по пошлинам и право компании на привлечение крестьян к строительству. Но и здесь компания извлекла пользу — в качестве компенсации за изменение условий соглашения Египет выплатил компании 3,326 млн египетских фунтов в 1866 г и 1,2 млн в 1869 году. Но самое главное — Суэцкий канал начал строиться! Сам идейный вдохновитель Лессепс участвовал в открытии — 25 апреля 1859 года проект сдвинулся с мертвой точки.

16 км/год

Лессепс планировал построить канал за 6 лет, но работы хватило на все 10. Из-за недостатка технических средств работа продвигалась достаточно медленно. Ручной труд неквалифицированных рабочих в условиях пустыни — не лучший способ сооружения гигантских каналов. Но приходилось довольствоваться тем, что есть. На заключительном этапе использовали экскаваторы, которые существенно ускорили работу.

Лессепс упоминал, что за один месяц шестьдесят таких машин извлекали 2 млн м3 земли. Всего же, по оценкам Администрации Суэцкого канала, объем земляных работ составлял около 75 млн м3 земли. Почему такое несоответствие в данных? Несложно подсчитать, что если бы землеройные машины работали на Суэцком канале все 10 лет, то можно было извлечь 240 млн м3. Дело в том, что действительно современное техническое оснащение появилось у компании только под конец строительства.

Суэцкий канал начинался у Средиземного моря, потом по прямой до озера Тимсах и высохших Горьких озер. Оттуда заключительный отрезок шел до Красного моря, к городу Суэц. Интересно, что Порт-Саид был основан как поселение строителей в 1859 году. Сейчас это крупный город с полумиллионным населением, который играет важную роль в обслуживании Суэцкого канала.

В 1869 году работы были завершены. Суэцкий канал готовился к открытию. Это действительно был технологический прорыв — длина нового канала составляла 164 км, ширина 60-110 м. по водному зеркалу и 22 м. по дну, глубина 8 м. Шлюзов не было, что серьезно упростило постройку. Несмотря на то, что формально канал был построен, перманентные работы по углублению и расширению, по большому счету, не прекращались никогда — канал не был приспособлен для больших судов. Часто, чтобы разминуться, один из кораблей швартовался у специального причала (они были построены через каждые 10 км) и пропускал другой.

Но это все частности. Главное что Лессепс и его компания доказали, что канал через Аравийский перешеек построить можно. Исмаил-паша устроил грандиозные торжества в честь открытия Суэцкого канала — было потрачено больше 20 млн франков (эти неумеренные траты, кстати, сильно ударили по бюджету страны)! Гвоздем программы должна была стать заказанная у Верди опера «Аида», но композитор не успел написать ее, поэтому гости «довольствовались» роскошным балом.

Среди приглашенных были представители монарших семей с Австрии, Пруссии, Нидерландов, любимая племянница Лессепса Евгения. Россию представлял посол и знаменитый художник-маринист Айвазовский . На 16 ноября 1869 были запланированы празднества, а 17 ноября Суэцкий канал был открыт!

Суэцкий канал — важнее с каждым годом

В 1869 году на реке Клайд был спущен на воду знаменитый клипер Катти Сарк . По иронии судьбы в этот же год открыли Суэцкий канал, «убийцу» скоростных клиперов. Теперь не было надобности в этих стремительных красавцах — приземистые грузовые пароходы успевали перевезти больше груза в тот же срок благодаря творению Лессепса.

Но Суэцкий канал — это не только лирика, но еще и политика. Вскоре после первых рейсов англичане поняли, какой лакомый кусочек они упустили. Наверное, так и остались бы гордые сыны Альбиона с носом, если бы не отсутствие элементарных навыков финансиста у Исмаил-паши. Любовь к непомерной роскоши правителя во всем (вспомним и то самое празднование в Порт-Саиде) серьезно пошатнули финансовые позиции Египта. В 1875 году все 44% акций, принадлежавших Исмаил-паше (они перешли ему от Саида, его предшественника) были выкуплены Великобританией за 4 млн фунтов стерлингов (если эту сумму конвертировать в фунт 2013 года, то получим 85,9 млн фунтов). Компания стала, фактически, франко-британским предприятием.

Значение Суэцкого канала очень ярко показано на примере соглашения 1888 года. Тогда девять великих государств Европы (Германия, Австро-Венгрия, Россия, Великобритания, Нидерланды, Турция, Франция, Испания, Италия) подписали конвенцию для обеспечения свободного судоходства по каналу. Канал был открыт для доступа всем торговым и военным судам в любое время. Было запрещено блокировать канал или вести в нем военные действия. Уж если на войне, где нет правил, так соблюдали неприкосновенность этой магистрали, можно представить, какую важную роль он играл.

С каждым последующим годом нагрузка на Суэцкий канал постоянно увеличивалась, он был важнейшим элементом инфраструктуры, который позволял за пару недель попасть из Средиземного моря в Азию. Египтяне были устранены от управления каналом, все ключевые посты занимали французы и британцы. Безусловно, такое положение сильно било по чувству национального самосознания египтян. Но в открытый конфликт это вылилось лишь в средине ХХ века.

Перед Второй мировой (в 1936 г.) британцы добились права держать войска у канала для его защиты. Во время войны союзники костьми ложились, но держали у Эль-Аламейна оборону, стараясь не пустить Роммеля к Суэцкому каналу. Это был действительно стратегический объект, который прикрывал ближневосточную нефть и Азию. Но после войны значение канала серьезно изменилось. Колониальные империи отошли в небытие, зато экспорт нефти возрос во много раз. К тому же начала накаляться атмосфера в арабском мире в связи с провозглашением Израильского государства.

В 1956 году британо-французский десант занял Порт-Саид. В то же время с севера на Египет наступала израильская армия. Причиной вторжения европейский войск была попытка президента Египта Гамаль Абдель Насера (героя антимонархической революции 1952 г.) национализировать Суэцкий канал. Несмотря на тяжелейшие потери и временное перекрытие канала (1956-1957 гг.), Насер достиг своей цели и канал стал стратегически важным объектом экономики Египта.

После Шестидневной войны 1967 года канал был закрыт на 8 лет. В 1975 году операцию по очистке и разминированию Суэцкого канала проводили силы ВМФ США и СССР. Простой канала был тяжелым ударом по экономике. И Египет смог его пережить только благодаря помощи других Арабских государств.

На 8 лет (1967-1975 гг.) в Большом горьком озере (по которому проходит Суэцкий канал) были заперты 14 судов: они не успели выйти из канала до его блокады. Их назвали «Желтой флотилией», как говорят — из-за песка, которым были занесены палубы.

Все 8 лет на судах оставались команды, которые, правда, сменялись время от времени. Команды занимались обслуживанием механизмов, старались содержать суда в максимальной чистоте, каждое утро поднимали флаги. Капитаны судов основали «Ассоциацию Большого Горького озера». для поддержания дружеской атмосферы.

Удивительно, но моряки умудрялись проводить различные мероприятия, самым знаменитым из которых стала «Олимпиада Большого Горького озера». Команды соревновались в самых разных дисциплинах, традиционных и не очень: рыбалке, футболе, акробатических прыжках.

Но наибольшую известность ассоциации принесли марки, которые выпускались прямо на судах. Марка АБГО — предмет вожделения любого филателиста.

В наши дни Суэцкий канал принадлежит Египту и транзитная плата, взимаемая администрацией, является важной статьей дохода государства.

Современный Суэцкий канал

В плане инфраструктуры Суэцкий канал не менее интересен. Там нет шлюзов, а это очень упрощает ремонтные работы и судоходство. Зато есть несколько примечательных мостов.

1. Автомобильный мост через Суэцкий канал (бывший мост им. Хосни Мубарака). Примечателен своими размерами — высота 70 м, длина 3,9 км, ширина 10 м. Этот вантовый мост выглядит очень впечатляюще, но кроме этого является еще и важной магистралью, соединяющей Азию и Африку. Открыт в 2001 году. Интересно, что опоры моста пытались стилизовать под древнеегипетские обелиски.

2. Поворотный железнодорожный мост Эль-Фердан. Самый длинный в мире мост подобного типа, он был построен 2001 году вместо разрушенного во время Шестидневной войны 1967 года.

3. Туннель Ахмеда Хамди. Открыт в 1981 году, назван в честь египетского генерала, убитого рядом с этим местом в 1973 году. Длина туннеля 1,63 км, диаметр 11,6 м. Движение однополосное, но в обе стороны. Если вы захотите проехать по этому удивительному сооружению (53 м. ниже уровня моря, как-никак!), придется уплатить около 30 американских центов.

4. Линия электропередач над Суэцким каналом, открыта в 1998 году. На противоположных берегах канала соорудили два пилона высотой 221 м. Такие большие конструкции понадобились, чтобы соответствовать требованию: линии электропередач должны проходить на высоте минимум 156 м. над каналом.

5. Маяк в Порт-Саиде. Открытый в 1869 году, за неделю до Суэцкого канала. Сейчас это строение имеет статус национального памятника в Египте. Но чем он примечателен? Французский архитектор Франсуа Коинье из-за дорогвизны камня решился построить маяк из бетона, укрепив его железными прутами. Фактически, он использовал железобетон, что было очень прогрессивным ходом в то время. Значительная высота (56 м.) и электрические лампы позволяли судам видеть сигналы маяка на расстоянии 40 км. Сейчас этот маяк не используется для регулирования судоходства в Суэцком канале, но остается напоминанием о великом технологическом рывке, который человечество совершило в 1869 году.

Работы над расширением и углублением канала проводятся постоянно, и сейчас власти Египта заявляют о длине канала в 190 км, но они учитывают еще и фарватер Порт-Саида в 20 км, дистанцию от зоны ожидания судов до входа в Суэцкий канал — 8,5 км. Зато глубина действительно увеличилась и сейчас достигает 22,5 м.

Таким образом максимальная осадка судов не должна превышать 18,9 м. Скорость в разных районах канала колеблется на уровне 11-14 км/час, таким образом в среднем корабли тратят 12-15 часов на переход. Максимальный дедвейт судов — 210 000 тонн (дедвейт — полная грузоподъемность судна: груз, топливо, экипаж и пр. Применяется только к грузовым судам).

Именно последняя цифра натолкнула египетское правительство на мысль о необходимости еще большего углубления канала. Ведь современные супертанкеры не в состоянии пройти через Суэцкий канал — супертанкер Knock Nevis имел дедвейт в 560 000 тонн! Этот корабль утилизировали в 2010 году, но примечателен он до сих пор, ведь за один рейс это судно могло перевезти 4 млн баррелей нефти.

Роль Суэцкого канала

Сегодня творение Лессепса не просто живет, а процветает. Несмотря на экономический спад в развитии многих государств, Суэцкий канал остается сверхприбыльным путем, в котором нуждаются сотни стран мира. Так, доходы Суэцкого канала в первом квартале 2014 года составили 1,214 млрд $, что на 2,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года (1,187 млрд $).

Суэцкий канал - судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал - кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8-15 тыс. км меньше пути вокруг Африки).

Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами : Азией и Африкой. Главные входные порты: Порт-Саид из Средиземного моря и Суэц из Красного моря. Суэцкий канал проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озер и лагуну Мензала.

Мысль о том, чтобы прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла еще в глубокой древност и. Античные историки сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства.

Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII - начало VI в. до н.э.).

Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I, завоевавшего Египет, а впоследствии - Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н.э.). По завершению эпохи фараонов в Египте канал пришел в состояние упадка.

Однако после завоевания Египта арабами канал в 642 году был вновь восстановлен, но в 776 году его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата.

Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 году по приказу визиря Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798- 1801 годов), не были осуществлены .

Идея строительства Суэцкого канала возникла вновь во второй половине XIX века. Мир в этот период переживал эпоху колониального раздела. Северная Африка, самая близкая к Европе часть континента, привлекала внимание ведущих колониальных держав - Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. Египет был предметом соперничества Великобритании и Франции.

Национализация канала послужила поводом для англо-франко-израильской агрессии против Египта в конце октября 1956 года. Суэцкому каналу были нанесены значительные повреждения, движение по нему было прервано и возобновилось только 24 апреля 1957 года, после завершения работ по очистке канала.

В результате арабо-израильской «шестидневной войны» 1967 года судоходство по Суэцкому каналу вновь было прервано, так как зона канала фактически превратилась в линию фронта, разделяющую египетские и израильские войска, а в ходе октябрьской войны 1973 года - в район активных военных действий.

Ежегодный ущерб, наносимый бездействием Суэцкому каналу, исчислялся в 4-5 млрд. долл.

В 1974 года, после отвода израильских войск из зоны Суэцкого канала, Египет приступил к расчистке, восстановлению и реконструкции канала. 5 июня 1975 года Суэцкий канал был вновь открыт для судоходства.

В 1981 году была завершена первая очередь проекта по реконструкции канала, позволившая проводить по нему танкеры дедвейтом до 150 тысяч тонн (по завершении второй очереди - до 250 тысяч тонн) и грузовые суда дедвейтом до 370 тысяч тонн.

В 2005 году была начата новая реконструкция Суэцкого канала. План реконструкции предусматривает углубление фарватера, что позволит проводить по каналу более 90% существующего международного торгового флота. С 2010 года по каналу смогут ходить супертанкеры водоизмещением до 360 тыс. т. На сегодняшний день длина собственно канала 162,25 км, с морскими подходами от Порт-Саида до Порт-Тауфика - 190,25 км. Ширина на глубине 11 метров 200-210 м. Глубина по фарватеру 22,5 м.

Современный символ США Статую Свободы первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием "Свет Азии" (The Light Of Asia), но тогдашнее правительство страны решило, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для государства слишком дорогостоящими.

В настоящее время порядка 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем в день по Суэцкому каналу проходит 48 судов, среднее время прохождения канала - около 14 часов.

По существующим правилам Суэц могут проходить суда всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Правила эксплуатации запрещают появление в нем лишь кораблей с атомными силовыми установками.

На сегодняшний день Суэцкий канал является главным бюджетообразующим проектом Египта. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем сегодня позволяет получать стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Эксплуатация канала является одним из основных источников валютных поступлений в египетскую казну. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Ежемесячный объем сборов за проход через канал составляет 372 млн долларов.

В 2007-2008 финансовом году Суэцкий канал принес Египту более 5 млрд долларов , что стало рекордным показателем за всю историю канала.

В 2008-2009 финансовом году судоходство по Суэцкому каналу снизилось на 8,2%, а доходы Египта от эксплуатации канала упали на 7,2%. Эксперты объясняют это последствиями мирового финансового кризиса, а также действиями пиратов у берегов Сомали.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: