Сбивающие с толку типы контрастности, которые лучше игнорировать. Какая контрастность экрана телевизора лучше, динамическая или статичная? Динамическая контрастность телевизора какая лучше

Говоря о контрастности проектора, прежде всего следует разделять контрастность самого устройства и контрастность изображения .

К примеру, для тестирования проектора мне нужно измерить контрастность самого устройства, а при построении домашнего кинотеатра нужно знать контрастность изображения, которая складывается не только из контрастности проектора. В общем, есть несколько способов измерять контрастность, и различия между ними не всегда очевидны и интуитивны.

Что такое контрастность?

Снова затянутое введение...

Говоря об изображении, контрастность - это отношение яркости белого к яркости черного.

Если уж быть педантичным, то «яркость» изображения (измеряется в фут-ламбертах или нитах) замеряется с экрана, а есть еще световой поток (люмены) или освещенность (люксы), при измерении которых измерительный прибор направлен на проектор.

Все эти параметры можно использовать для определения контрастности, но у каждого своя специфика, о которой чуть позже.

Главное пока - понимать принцип, что мы делим «самое яркое» на «самое темное» - и получаем контрастность. Высокая контрастность означает высокую максимальную яркость при «глубоком уровне черного». Низкая контрастность - это когда черный цвет похож на серый, а белый при этом недостаточно ярок.

Особенности нашего зрения таковы, что существует некий полный диапазон яркостей, воспринимаемый глазом с адаптацией, а есть диапазон яркостей, воспринимаемый без адаптации. К примеру, есть такая история, что пираты якобы использовали глазную повязку для того, чтобы, ворвавшись в трюм, иметь один глаз, уже подготовленный к темным условиям. Другими словами, глаз совершенно точно не способен одновременно охватить диапазон яркостей, который включал бы темноту трюма и яркое карибское солнце на палубе - нужна адаптация.

Для создания контрастной сцены у проектора, нам, слава богу, не обязательно слеплять зрителя, хотя это и предполагается стандартами HDR/UltraHD. Для привычного всем SDR вполне достаточно повторить тот диапазон яркостей, который воспринимался бы глазом, как «контрастный» без адаптации. Тут стоит напомнить, что SDR предполагает, что 100% белый - это цвет, на фоне которого вы в данный момент читаете этот текст, а не ослепляющий свет какого-нибудь прожектора или солнца пустыни в лицо зрителю.

Я мельком поинтересовался вопросом относительно чувствительности глаза. Есть мнение, что без адаптации глаз воспринимает, говоря языком фотографов, «от 10 до 14 стопов», что по идее должно соответствовать контрастности (отношение яркого к темному) от 1024:1 до 16384:1 (правда я не знаю, в каких именно условиях).

1024:1 обычно - не проблема для DLP проектора для дома начального уровня, ну а 16000 и более - это точно топовый сегмент, хотя и далеко не предел возможностей проекторов. В общем, в создании контрастной картинки ничего запредельного нет.

Но сразу важное замечание. Если уж я, как бы, предлагаю «запретить глазу использовать адаптацию», то пусть и у проектора указанные уровни контрастности тоже будут «честными», или «нативными». Противоположность «нативной» - «динамическая» контрастность, которая достигается с помощью таких методов, как автоматическая диафрагма. Другими словами, динамическую контрастность мы не можем увидеть на одном изображении, а только последовательно - сначала на темной, потом на белой сцене. А «нативную» контрастность мы должны быть в состоянии увидеть на одной сцене.

Глубина черного

Если говорить об эффектах контрастности, то для начала можно отдельно упомянуть об эффекте яркости и глубине черного. Понятно, что яркость нужна, чтобы вы поверили, что находитесь на солнечном пляже, или что вода действительно бросает вам в лицо отблески. Особенно высокая яркость важна для того, чтобы нарисовать солнечную погоду...

Проблема в том, что при наличии яркого объекта глаз отстроится по нему и будет менее разборчив к черному. На яркой сцене даже «плохой черный» будет выглядеть черным, причем не только из-за адаптации глаза, но и психологически:

Получается, что мы берем два проектора с контрастностью, например, 2000:1. У одного будет глубокий черный, у другого - нет, но будет лишняя яркость. То есть, об уровне черного цвета стоит говорить отдельно от контрастности.

Это наводит на мысль, что у обладателя чрезмерно яркого проектора есть два простейших варианта: получать удовольствие от высокой яркости, жертвуя черным, либо снизить яркость, улучшая черный. Для классического HD контента существует рекомендованная яркость для изображения, которая в большинстве случаев достигается при световом потоке в 1000 люмен и меньше (в соответствующем режиме изображения). Если, предположим, проектор дает в точном режиме 2000 люмен, а размер экрана у вас 90 дюймов (то есть небольшой), то наверняка стоит озаботиться снижением яркости. У бюджетных проекторов одним из вариантов является режим лампы (нормальный/эко), а у топовых моделей для этого предусмотрена ручная настройка диафрагмы, либо точная регулировка яркости источника света - у «лазерников». Если вы - обладатель бюджетного проектора и желаете снизить яркость, то можно посмотреть в сторону серых экранов, либо даже попробовать прикрутить к объективу ND (нейтральный) фильтр. Впрочем, никаких точных рекомендаций дать не смогу.

ANSI контрастность

Переходим к измерениям.

ANSI контрастность измеряется с экрана проектора , то есть речь идет именно о его яркости . Чтобы измерить контрастность методом ANSI, на экран выводится тестовое изображение в виде шахматной доски (черные и белые квадраты). На данный параметр огромное влияние оказывают ряд факторов помимо способностей проектора:

  • свойства экранного полотна;
  • удаленность от стен и размер комнаты;
  • отсутствие фонового освещения;
  • качество затемнения стен и потолка и пр.

В связи с этим важно понимать, что ANSI контрастность используется для оценки не проектора, а домашнего кинотеатра , то есть, системы проектор + экран + комната.

Первое, что бросается в глаза при попытке отобразить черно-белую клетку в неподготовленном помещении - это то, что свет от белых клеток, отражаясь от потолка, возвращается на черные клетки, существенно ухудшая уровень черного и уровень контрастности. В большинстве фильмов именно одновременная глубина черного и яркость белого дают реалистичность картинки и эффект погружения, создают на качественном контенте впечатление объема, трехмерности. Поэтому ANSI контрастность - это именно то, что нужно для оценки домашнего кинотеатра.

Тем не менее, сравнивать проекторы с помощью ANSI контрастности сложно. Если автор сравнения готов поручиться, что все условия измерений останутся неизменны на протяжении тех лет, на протяжении которых он будет делать обзоры, то (наверно) можно и поверить на слово. Тем не менее, ANSI контрастность по версии одного обзорщика будет сложно сравнить с ANSI контрастностью другого обзорщика.

Почему же данный параметр настолько популярен при тестировании проекторов? Ответ в том, что он полностью исключает фактор динамической контрастности. Измеряя контрастность с помощью рисунка в виде шахматной доски, мы не даем проектору никакого шанса задействовать автоматическую диафрагму, которая способна увеличить контрастность в 100 и более раз, затемняя черный. Проекторы с лазерным источником света, к примеру, позволяют в любой момент полностью отключить свет, производя идеально черный цвет. Но это будет бесполезно при тесте на ANSI контрастность.

Full On/Off контрастность (полного включения/выключения)

Если ANSI - контрастность «одновременная», то Full On/Off - «последовательная», то есть, черный и белый измеряются по очереди . Это исключает влияние белого на черный и практически в любой темной комнате мы можем довольно точно измерить яркость черного и определить контрастность самого проектора , если измерительный прибор направлен на проектор (хотя существенной разницы по сравнению с измерением отраженного от экрана света быть тоже не должно).

Принципиальное значение при использовании данного метода является то, активированы ли у проектора автоматическая диафрагма или аналогичные методы усиления динамической контрастности (лампой, лазером). Если они включены, то черный цвет может оказаться в 100 и более раз темнее, и мы измерим динамическую контрастность . Если все это выключено, то мы получим нативную («честную») контрастность. В любом случае, мы должны быть на 100% уверены в том, используется ли «улучшение черного».

Какая контрастность указывается производителем?

Скорее всего, динамическая. Если нативная, то цифры покажутся слишком низкими. К примеру, когда у дорогого проектора указывается контрастность в 2000:1, то это, скорее всего, нативная контрастность.

Динамическая диафрагма полезна, если качественно реализована. Она также полезна производителю, поскольку позволяет указать в спецификациях любую контрастность. Что касается, собственно, правильности работы диафрагмы, то тут много неопределенности. К примеру, на какой яркости она начинает срабатывать? Или будет ли она включаться, если на экране есть очень маленький яркий участок? Есть масса нюансов, и диафрагмы дорогих проекторов обычно работают более незаметно и аккуратно.

Нативная контрастность проектора сильно зависит от режима цветопередачи. Наивысший показатель контрастности достигается обычно в самом ярком режиме, поскольку цветокоррекция и калибровка неизбежно снижают максимальную яркость , но яркость черного остается прежней.

Вот пример: в ярком режиме белый чуть зеленоват и, чтобы создать точный режим для просмотра кино, мы снижаем яркость зеленого, что дает нам в итоге правильный оттенок белого (нейтральный, бесцветный). В итоге яркость белого снизилась за счет потери лишнего зеленого, а яркость черного осталась прежней (сколько матрица проектора пропускала лишнего света, столько и пропускает). В итоге, режим, вроде как, предназначен для кино, а контрастность оказалась ниже, чем в ярком режиме, предназначенном для освещенного помещения.

Освещенное помещение

Помещения без подготовленных поверхностей существенно сказываются на уровне черного, но любой внешний свет его просто убивает. В связи с этим, если в помещении возможна засветка, производимый самим проектором черный (глубина черного) становится тем менее значим, чем ярче свет, а максимальная яркость - более значима. В итоге, у офисных и школьных проекторов, если они эксплуатируются при свете, все встает «с ног на голову». Контрастность проектора уже не важна (поскольку измеряется в темноте), а важна яркость, которая повысит уровень реальной ANSI контрастности.

Иногда под контрастностью в таких условиях понимается разборчивость (например текста). Минимальный уровень контрастности, дающий относительную разборчивость составляет примерно 4:1, хотя адекватным можно назвать изображение с контрастностью 7:1 или 10:1. У офисных проекторов особую важность имеет качество цветопередачи в наиболее ярких режимах, поскольку плохая цветопередача на максимальной яркости может вынудить пользователя переключиться в менее яркий режим, теряя контрастность/разборчивость.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что в освещенных помещениях черный можно считать потерянным, это не мешает создать красивое и красочное яркое изображение с акцентом на освещенные предметы.

Влияние экрана

Существует несколько способов, которыми экран может влиять на уровень черного. Говоря о самых бюджетных решениях, мы вряд ли уйдем далеко от выбора между обычным матовым и серым экраном. Последний в равной степени поглощает «белый» и «черный», в связи с чем пригоден только для того, чтобы убрать лишнюю яркость. В результате черный становится темнее, а белый… - тоже темнее. Если проектор обладает не очень высокой контрастностью, то этом может быть подходящим вариантом, если вы хотите использовать его в темном помещении.

Следующий уровень - экраны с отражательной способностью. В отличие от обычных матовых экранов, рассеивающих свет во все стороны равномерно, эти экраны обладают еще и небольшим «зеркальным эффектом», или «глянцевым эффектом» в том смысле, что отражают падающий на поверхность свет более направленно, по принципу «угол падения равен углу отражения». Поэтому угол обзора у этих экранов ниже, как и равномерность яркости. Зато падающий сбоку нежелательный свет они стремятся отразить не на зрителя, а «куда-то еще», вследствие чего уровень черного улучшается (особенно - в не идеальных с точки зрения домашнего кинотеатра помещениях). В качестве расплаты за это, зрители должны располагаться в более узкой зоне.

На переднем крае технологий - многослойные ALR (Ambient Light Rejection) экраны. Они более эффективно «съедают» боковую засветку, хотя и стоят существенно дороже - это явно не решение для бюджетного домашнего кинотеатра. Как правило, суть также сводится к тому, чтобы отразить или поглотить падающий сбоку свет и усилить свет, падающий со стороны проектора.

демонстрация эффекта от ALR экранного полотна CineGrey 5D

Гамма-коррекция

Гамма-коррекция - это то, что происходит с яркостью проектора между черным и белым. Другими словами, кривая отклика проектора на сигнал. Например, какой процент от максимальной яркости проектор выдаст, если на него подается команда «показать 10% яркости»? Ответ: не 10%.

В освещенном помещении требуется более резкий рост яркости у темных оттенков (теней), чтобы они были различимы и не сливались. Если использовать проектор, настроенный для освещенного помещения, в темноте, то детализация темных объектов окажется чрезмерно подчеркнутой, а изображение будет выглядеть неконтрастным . Для того, чтобы картинка выглядела контрастной и натуральной, гамма-коррекция должна быть настроена правильно. Подробнее про гамму можно почитать .

Заключение

Хотел лишь сказать, что тема является обширной и эта статья будет обновляться. Но пока это все. Спасибо за внимание!

Примечание PW: В данной статье от ProjectorCentral превосходно раскрыта тема контрастности. Хотя на первый взгляд кажется, что есть противоречие с моим подходом (я люблю параметр контрастности Full On/Off), я хотел бы обратить внимание на следующее:

  1. Автор в итоге вообще отказывается от самостоятельных измерений ANSI контрастности.
  2. Автор акцентирует на бесполезности параметра «контрастность полного включения/выключения» (далее - Full On/Off Contrast ) для рядового покупателя, основываясь на данных, опубликованных производителем.
  3. Автор во многом говорит о более дорогом сегменте домашне-кинотеатральных проекторов.

Из всех публикуемых характеристик проекторов, параметр "Full On/Off Контрастность " наименее полезен и больше остальных сбивает с толку . Заявляемая контрастность не даст много полезной информации о том, что вы реально увидите на экране и, безусловно, не даст никакой полезной информации относительно того, как два проектора будут выглядеть при сравнении бок о бок.

И все же, поскольку покупатели обычно не имеют возможности посмотреть на проектор в работе или сравнить с другой моделью перед покупкой, то они увлекаются заявленной производителем контрастностью по вполне понятной причине. А кто, собственно, не захочет себе проектор с высокой контрастностью? И производители отлично знают о такой чувствительности покупателя к параметру контрастности, и поэтому вынуждены раздувать его до абсурдных значений, чтобы просто оставаться в игре.

Почему же спецификации контрастности столь ужасны

Существует два распространенных метода измерения контрастности - "Full On/Off " и "ANSI ". Первый тип измерений легче поддается манипуляциям, дает сбивающие с толку цифры, и именно он чаще других используется в проекторной отрасли. Измерениями по методу ANSI сложно манипулировать, он дает куда меньшие значения контрастности, но эти значения гораздо более информативны. Данный метод редко используется производителями проекторов, за исключением специфических ниш. Давайте посмотрим, в чем разница между этими методами.

Параметр Full On/Off контрастности измеряет отношение яркости полностью белого тестового изображения (100 IRE, «полное включение») к яркости полностью черного изображения (0 IRE, «полное выключение»). Соотношение в 10000: 1 означает, что измерительный прибор зафиксировал, что яркость белого в 10 тыс. раз больше, чем яркость черного.

В методе измерения контрастности "ANSI " не используются белые (100 IRE) и черные (0 IRE) поля. Вместо этого используется изображение в виде «шахматной доски», состоящее из 16 прямоугольников, - 8 черных и 8 белых. Сперва измеряется яркость всех белых клеток и полученные значения усредняются. Затем то же самое делается с черными клетками. Отношение усредненного значения белого к усредненному значению яркостей черного и является ANSI контрастностью.

Когда дело касается проекторов, методы Full On/Off и ANSI дают совершенно различные цифры, и уровень ANSI контрастности всегда существенно ниже (на самом деле, несравнимо ниже). Причина в том, что, хотя обычно мы и получаем схожие значения яркости белого у полностью белого тестового изображения (100 IRE) и у белых клеток на «шахматной доске», но уровни яркости черного на черных клетках «шахматной доски», используемой в методе ANSI, будут всегда выше, чем на полностью черном тестовом изображении (0 IRE).

Собственно, почему так? Прежде всего, всегда есть вероятность рассеивания света внутри оптической системы проектора при проецировании чего-либо отличного от черного экрана. Когда проектор отображает полностью черный тестовый шаблон (0 IRE), просто нет того света, который мог бы рассеиваться внутри проектора, ухудшая уровни черного. С другой стороны, при проецировании «шахматной доски», картинка на 50% состоит из белого, и через проектор проходит много света. Мизерное количество этого света отражается и переотражается внутри объектива или оптического тракта, в конечном итоге влияя на уровень черного на проецируемой шахматной доске. В дополнение к этому, любая пыль, оказавшаяся на пути проецируемого света, приведет к его рассеиванию.

Но читатель спросит: «Разве может мизерное рассеивание света оказать столь значительное влияние на соотношение контрастности?» Может! К примеру, измерительный прибор показывает, что при «full on» белом экране (100 IRE) у нас 1000 единиц, а на «full off» черном (0 IRE) - 0,05 единиц. Это будет контрастность в 20000: 1.

Переключившись на «шахматную доску», яркость белых клеток у нас по прежнему составляет 1000 единиц, но в связи с рассеиванием света мы получим 0,5 единиц на черном экране вместо 0,05. В данном случае контрастность на наших глазах упала в 10 раз, до 2000:1, из-за слабозаметного, почти не воспринимаемого человеческим глазом (кроме как в очень темных условиях) изменения уровня черного. Это изменение в уровне черного будет сведено на нет любым количеством переотраженного света в помещении. Глядя на тестовые шаблоны, разница в контрастности между 20000:1 и 2000:1 не выглядит в толь же степени огромной, в какой различаются цифры.

Но факт остается фактом: даже небольшие изменения в уровнях черного оказывают существенное влияние на параметр контрастности. Все обращали внимание на эту маленькую красную табличку «ВЫХОД» в кинотеатрах. Одна эта табличка с легкостью может произвести достаточно света, чтобы уполовинить контрастность на экране по сравнению с полностью темным помещением.

Автоматические диафрагмы и им подобные...

Когда речь идет о манипуляциях с уровнями «Full On/Off» контрастности, огромную роль играет поведение самого проектора. Многие модели подстраивают свой световой поток под средний уровень яркости каждой отдельно взятой сцены. Они могут делать подобное, «на лету» регулируя энергопотребление лампы, открывая и закрывая диафрагму, либо отключая лазер. Таким образом, при проецировании темной сцены можно мгновенно сократить уровень светового потока, чтобы черный выглядел чернее. Затем, когда приходит время отображать яркое изображение, световой поток возвращают к его полной мощности, что дает более яркую, сверкающую картинку. У большинства проекторов, использующих эти функции, упомянутая подстройка светового потока происходит столь быстро, что зритель редко оказывается в состоянии ее заметить.

Эти изменяющие яркость функции действительно работают и они полезны, и мы не говорим, что это плохо. Дело лишь в том, что они путают все карты в игре в контрастность. Когда проектор таким образом адаптирует яркость, уровень контрастности «Full On/Off» будет основан на измерениях самого черного черного на темной сцене и сравнении его с яркостью белого цвета на яркой сцене, причем подобные уровни черного и белого было бы невозможно получить на одном кадре. Некоторые производители называют это "Динамической " контрастностью вместо контрастности «Full On/Off», чтобы подчеркнуть, что цифры получены с участием упомянутых регулировок светового потока в реальном времени.

Вот здесь нам и пригодится метод ANSI. Поскольку он предполагает использование одного тестового изображения, на 50% состоящего из белого и на 50% из черного, то он полностью исключает из наших вычислений способность проектора динамически регулировать световой поток, изменяя его от кадра к кадру. В результате уровень ANSI контрастности будет существенно ниже уровня динамической контрастности. Теоретически этот параметр даст вам лучшее представление о том, что вы сможете увидеть на каждом отдельно взятом кадре.

Безусловно, ANSI контрастность не покажет ничего относительно позитивного вклада динамической регулировки светового потока, так что вы тоже будете правы, если поспорите со мной и скажете, что и ANSI контрастность не рассказывает нам всей истории.

Точное измерение ANSI контрастности

Несмотря на все наше желание, ProjectorCentral.com не осуществляет замеров ANSI контрастности в процессе написания обзоров. Причина в том, что точное измерение ANSI контрастности требует либо кромешно-темного помещения с полностью черными и не отражающими свет стенами, коврами, потолками, одеждой и пр., либо черную камеру-туннель или палатку, специально созданную именно для этой задачи. Почему? Потому, что свет от белых клеток «шахматной доски» отражается ото всех объектов в помещении, подсвечивая черные клетки, делая получаемые измерения контрастности заведомо неполноценными. Единственный тип измерений контрастности, по крайней мере который мы готовы были бы опубликовать, должен быть сделан в специализированной лаборатории, оборудованной всем необходимым для проведения подобных замеров.

Насколько разнятся цифры при использовании каждого метода?

В целом, уровень «Динамической» контрастности дает самые большие значения, «Full On/Off» с отключенными возможностями регулировки светового потока даст меньшие уровни, а «ANSI» даст совсем небольшие значения контрастности, видеть которые потребитель не привык. Насколько небольшие? Ну, в мире домашних кинотеатров, где высокая контрастность предпочтительнее высокого светового потока, ANSI контрастность в 300:1 будет средней, 700:1 будет очень хорошей, а 1000:1 будет считаться выдающейся. Но многие ли захотят купить проектор для домашнего кинотеатра, у которого заявленная контрастность составляет 700:1? В сегодняшних условиях высококонкурентного рынка с его уровнями контрастности в миллионы-к-одному - немногие.

Christie Digital - один из немногих производителей, публикующих все три типа характеристик контрастности (Динамическую, Полного Вкл./Выкл., а также ANSI). К примеру, для инсталляционного проектора Christie DHD600-G заявлены 4800:1 динамической, 1200:1 Full On/Off контрастности и 250:1 ANSI контрастности. Как видите, даже в мире инсталляционных проекторов эти методы дают совершенно различные цифры. Christie может себе позволить публиковать эти сведения, поскольку они продают хорошо разбирающимся в теме покупателям через профессиональных AV реселлеров, а в AV бизнесе все знают о разнице между этими параметрами и о том, что они обозначают.

С другой же стороны, у рядового потребителя нет представляния об этих различиях в методах измерении контрастности. Неудивительно, что им нужны максимально высокие цифры. В связи с этим, для производителя, чьи проекторы продаются широкой публике, было бы смерти подобным публиковать ANSI контрастность - они и не публикуют. Проектор с экстремально высоким уровнем Динамической контрастности, например 500000:1, при этом может обладать ANSI контрастностью в 800:1. К тому же этот уровень ANSI означает блестящую контрастность изображения, но потребитель об этом никогда не узнает. Производитель станет публиковать значения ANSI контрастности только при сильном стремлении покинуть бизнес.

Что делать?

Для начала, нужно помнить, что, хотя точно измерить ANSI контрастность может быть с технической точки зрения сложно, но увидеть ее очень легко. Высокий уровень ANSI контрастности характеризуется солидным уровнем черного, искрящимися оттенками белого, хорошей и при этом натуральной насыщенностью цветов [так в оригинале], точными и хорошо обозначенными деталями «теней», а также глубиной и объемностью изображения. Низкая ANSI контрастность даст слабый уровень черного, более низкую насыщенность цветов, размытые детали в тенях, более плоское, двумерное изображение. Когда вы смотрите на проектор и думаете про себя: «Ого! Вот это - превосходная контрастность!» - то зачастую вы реагируете именно на высокую ANSI, а не Full On/Off контрастность.

Во-вторых, при установке двух проекторов бок о бок обычно бывает очевидно, какой из них контрастнее, безо всяких измерений. Основной критерий - сравнение изображений по их глубине (кажущейся объемности).

В-третьих, если не доказано обратное, следует предполагать, что нет НИКАКОЙ прямой зависимости между «Динамической» или «Полного Включения/Выключения» контрастностью с одной стороны и ANSI контрастностью с другой. Очень высокая контрастность «Полного Вкл./Выкл.» не означает, что ANSI контрастность тоже высока - она может быть действительно высока, но вы об этом знать не можете. Проектор может обладать низким уровнем контрастности «Полного включения/выключения», обладая при этом очень высокой ANSI контрастностью и давая впечатляющее изображение. Не удивляйтесь, если, сравнивая Проектор А с заявленной контрастностью в 50000:1 с Проектором Б с 500000:1, вы обнаружите, что изображение Проектора А выглядит гораздо более контрастно. Такое происходит постоянно.

Говоря другими словами, характеристики контрастности «Динамическая» и «Full On/Off» откровенно вводят в заблуждение. Они практически ничего не говорят вам о том, как будет выглядеть среднестатистический кадр. Если бы все публиковали ANSI контрастность, это было бы невероятно полезно, но риск для производителя слишком велик, просто поскольку покупатель неверно это поймет. Если только производитель внезапно не решил серьезным способом испытать судьбу и опубликовать ANSI контрастность в спецификациях, сделайте себе одолжение и просто игнорируйте заявленные уровни контрастности, которые можно увидеть в спецификациях сегодня . Заявленные уровни Full On/Off и Динамической контрастности ровным счетом ничего не скажут о том, как будет выглядеть изображение, и их совершенно невозможно использовать для сравнения проекторов.

Продолжаем разбираться в современных технологиях и характеристиках телевизоров. В мы говорили о таких характеристиках, как тип экрана, диагональ и разрешение. Сейчас мы рассмотрим не менее важные характеристики телевизоров: время отклика матрицы, контрастность, яркость, углы обзора.

Параметр времени отклика матрицы стал приобретать значение с появлением телевизоров, экран которых представляет собой матрицу. При выборе плазменного телевизора на этот показатель можно не обращать внимания. Время отклика измеряется в миллисекундах (мс) и выражает время, за которое пиксель переходит из одного состояния в другое (например, переходит от белого цвета к черному, а затем - снова к белому). В среднем время отклика жк-экранов составляет от 2 до 10 мс.

Время отклика матрицы LCD/LED-экрана приобретает значение при просмотре динамичных сцен. Телевизоры с большим временем отклика выдают в таких случаях "смазанную" картинку: за быстродвижущимися объектами образуются шлейфы остаточного свечения. Чтобы впечатления от покупки не портились, подбирайте время отклика сообразно целям использования вашего телевизора. Для просмотра фильмов, передач подойдет экран со временем отклика 8-10 мс, но если вы планируете подключать компьютер, ограничьтесь значением до 5 мс.

КОНТРАСТНОСТЬ

Под контрастностью принято понимать отношение яркости светлого участка экрана телевизора к темному. Например, значение 10 000:1 означает, что белые участки ярче темных в 10 000 раз. Уровень констрастности определяется тем, насколько насыщенным выглядит темный цвет, и насколько ярко отображается белый цвет. Чем выше контрастность, тем больше деталей и оттенков можно рассмотреть на экране.

Для качественного воспроизведения видео в HD-формате собственной (статической) контрастности матрице недостаточно, поэтому производители придумали технологию, позволяющую увеличить этот показатель. Современные телевизоры автоматически регулируют яркость экрана на основе анализа содержания кадра. Для сцен с низкой освещенностью излучается меньше подсветки, это придает большую глубину темным цветам; светлые кадры, наоборот, становятся ярче.

Отсюда возникает понятие динамической контрастности , т.е. контрастности, измеренной с учетом автоматических регулировок яркости. LED-подсветка матрицы существенно увеличила контрастность, поэтому LED-телевизоры отличаются четким и глубоким изображением (в отличие от обыкновенных ЖК).

ЯРКОСТЬ

Для того, чтобы глазам было комфортно смотреть телевизор при любом освещении (естественном или искусственном) у телевизора должна быть высокая яркость. В противном случае, просмотр телевизора обернется чрезмерной нагрузкой на зрение и приведет к усталости.

Показатель яркости измеряется в силе света на кв.м. (кд/м 2). Самая большая яркость у "плазм", это очевидно, ведь сама технология плазменных телевизоров предполагает самосвечение элементов экрана. ЖК-матрицы пока не достигли таких показателей яркости, т.к. поток света, исходящий от ламп или LED-подсветки должен преодолеть слой не совсем прозрачных жидких кристаллов.

Обычно значение яркости ЖК и LED-телевизоров лежит в пределах 300-600 кд/ м 2 , в то время как яркость плазменного телевизора составляет 1000 кд/ м 2 и выше. Но не стоит спешить с выводами! Слишком высокая яркость влечет за собой потерю контрастности (однако некоторые недобросовестные производители по понятным причинам предпочитают об этом не упоминать). Во всем должна быть золотая середина.

Чтобы вам было легче подобрать оптимальное сочетание контрастности и яркости, отталкивайтесь от следующих данных:

  • бюджетный телевизор - яркость от 300 кд/ м 2 , контрастность от 1000:1;
  • телевизор средней ценовой категории - яркость от 400 кд/ м 2 , контрастность от 5000:1;
  • дорогая модель телевизора - яркость от 600 кд/ м 2 , контрастность от 20 000:1.



И, все же, слишком много яркости не бывает, тем более, ее можно легко отрегулировать. Единственное правило, которого следует придерживаться - не устанавливайте ваш телевизор напротив окон, иначе солнечный свет испортит все впечатление.

УГЛЫ ОБЗОРА

Угол обзора - это такой угол к плоскости экрана, при просмотре с которого изображение видно без искажений. Характеристика стала актуальной с появлением цифровых тв. Возможные искажения изображения связаны с самой структурой жк-матрицы. Дело в том, что подсветка экрана (лампы либо светодиоды) находится на очень маленьком, но все же расстоянии от пикселей матрицы. Из-за этого свет попадает в "зазор" между пикселями и лампами, область рассеивания ограничивается.

На практике это выражается в том, что с увеличением угла просмотра мы замечаем снижение яркости и контрастности, качество картинки постепенно ухудшается. Самое лучшее изображение мы видим, находясь перпендикулярно к экрану. В пределах +/- 60 о наблюдаем изображение приемлемого качества. Следовательно, картинка без искажений доступна при значении угла обзора равном приблизительно 120 о.

Дорогие и тонкие телевизоры имеют больший угол обзора (170-175 о). Для бюджетных моделей характерны значения около 160-170 о. Здесь есть маленькая хитрость: при правильной установке вы легко сможете избежать "неподходящих" углов! Поэтому важно подумать, куда вы собираетесь установить телевизор.

Для "плазмы" данная характеристика не столь важна. Принципиально другая технология обеспечивает большой угол обзора (175-180 о).

Современная техника стремительно развивается. Регулярно появляются новые модели телевизоров, предлагающие все более высокое качество изображения. Появилось и прочно укоренилось понятие «телевидение высокой четкости», поднявшее планку впечатлений на новый уровень. Не за горами переход на полностью цифровое телевещание, которое обеспечит превосходную детализацию передач и позволит забыть о помехах. Поэтому вполне естественно встает вопрос о замене домашнего экрана или покупке дополнительного.

В мире насчитывается более 120 производителей и несколько тысяч моделей телевизоров. Каждая компания стремится привлечь покупателя новыми фирменными технологиями и разработками, в которых, для того, чтобы сделать правильный выбор, нужно разбираться. Цель этой статьи – помочь вам выбрать телевизор.

Тип экрана

Прежде всего, необходимо решить, для каких целей телевизор покупается: будете ли вы смотреть новости или эфирные программы, фильмы DVD или Blu-Ray, поставите ли вы его на кухню или в спальню. Ведь экран, подходящий для приема спутникового сигнала в гостиной, и телевизор, для просмотра дисков с фильмами - совсем не одно и то же. В гостиной обычно концентрируется большинство компонентов домашней медиа-системы: проигрыватель DVD или Blu-Ray дисков, акустика объемного звука, спутниковый приемник и другое. Телевизор на кухне обычно работает для фона, в спальне он нужен для приема эфирных кабельных и спутниковых телепередач, просмотров дисков. Здесь уже не требуется мощного звука и подключения дополнительных устройств. Если телевизор нужен для детской, учтите возможность подключения к нему игровых приставок, фотоаппарата или видеокамеры. Когда этот вопрос решен, можно начать разбираться с характеристиками TV.

Итак, для начала вы должны определиться с типом экрана.

Сегодня на рынке представлены следующие типы телевизоров:

Жидкокристаллические (ЖК, LCD);

Светодиодные (LED);

Плазменные.

Все они имеют свои достоинства и недостатки, - рассмотрим их более подробно.

Жидкокристаллический телевизор

LCD-технология (англ. LCD – Liquid Crystal Display, «жидкокристаллический дисплей») на сегодняшний день является самой распространенной. ЖК-экран представляет собой матрицу из множества точек-элементов, называемых пикселями. Каждый пиксель состоит из трех «субпикселей» красного, зеленого и синего цветов. Жидкие кристаллы внутри элементов способны менять свое положение в пространстве под действием электрического поля, пропуская или блокируя свет от ламп подсветки, установленных позади матрицы. Когда все три субпикселя полностью прозрачны, ячейка имеет белый цвет, а когда непрозрачны - черный. Полутона и оттенки при этом получаются смешением основных цветов в нужной пропорции. Таким образом, при помощи специальной микросхемы можно управлять прозрачностью каждого пикселя и формировать изображение.

Конструктивной особенностью ЖК-технологии является необходимость в «преодолении» светом слоя жидких кристаллов, прозрачность которых не является идеальной. Поэтому для получения достаточной яркости картинки требуется установка мощных ламп, что увеличивает цену и энергопотребление аппарата. Элементы не способны идеально перекрыть поток света - черный цвет на экране ЖК-телевизора на самом деле не является абсолютно черным.

Из недостатков также необходимо отметить искажение цветов и потерю контрастности, поскольку угол обзора у ЖК не так уж широк. Из-за этой особенности LCD-телевизоры долго не могли завоевать популярность, но сейчас, благодаря усилиям разработчиков, искажения стали практически незаметны.

К достоинствам телевизоров с жидкокристаллическим экраном можно отнести широкий выбор моделей с различными показателями яркости (от 250 до 1500 кд/м2) и контрастности (от 500:1 до 5 000 000:1). Благодаря этому, покупатель может приобрести аппарат, оптимально сочетающий в себе требуемое качество изображения и доступную цену. Кроме того, ЖК-телевизоры обладают малым весом и толщиной, поэтому их можно размещать на стене. Но самый большая заслуга жидкокристаллической технологии - в ее массовости. За счет широкомасштабного производства, цены на телевизоры с ЖК-матрицей сейчас ниже, чем на другие подобные устройства.

Также жидкокристаллические телевизоры завоевали популярность своей универсальностью. LED-телевизоры обеспечивают комфортный просмотр практически в любых условиях, поэтому подходят для большинства помещений. По уровню контрастности и цветопередачи, дорогие модели ЖК могут «поспорить» с плазмами, что позволяет занять им достойное место, к примеру, в гостиной класса «Hi-End».

Светодиодный телевизор

Отличие LED-телевизора (англ. LED - Light Emitting Diode, «светоизлучающий диод») от жидкокристаллического заключается только в технологии подсветки матрицы: вместо флуоресцентных ламп применяются светодиоды, за счет чего LED-телевизоры имеют ряд преимуществ перед ЖК.

Светодиодный телевизор способен отобразить большее количество цветов, чем «ламповый» жидкокристаллический, поэтому изображение выглядит более естественным. Применение светодиодов позволило уменьшить толщину экрана и сократить потребление электроэнергии до 40%, по сравнению с ЖК. Существенно улучшились также характеристики яркости и контрастности.

Недостатком данной технологии можно назвать только ее относительную дороговизну. Тем не менее, преимущества LED-телевизоров дают основания полагать, что со временем они станут лидерами на этом рынке.

Так как в основе LED-телевизоров лежит жидкокристаллическая технология, они столь же универсальны, как и ЖК. Но благодаря своим достоинствам, светодиодный телевизор окажется более предпочтительным, нежели ЖК, если дело касается вашей гостиной.

Плазменный телевизор

Экран плазменного телевизора также представляет собой матрицу из малых элементов, однако эта технология реализована в герметичных ячейках, наполненных газом - неоном или ксеноном. Если при помощи специальных прозрачных электродов подать на ячейку электрическое напряжение, то газ внутри нее переходит в состояние плазмы и начинает излучать ультрафиолет. Лучи попадают на слой люминофора, нанесенный на стенку ячейки, который, в зависимости от состава, излучает красный, зеленый или синий свет. Чем выше уровень подаваемого напряжения, тем интенсивнее светится ячейка. Различные оттенки цвета получаются при смешении трех основных цветов. Управляя подаваемым на ячейки напряжением, электронный модуль формирует изображение на плазменном экране.

Таким образом, по принципу действия, ячейки подобны лампам дневного света, то есть обладают свойством самосвечения, поэтому плазменный телевизор имеет некоторые преимущества перед ЖК и LED.

Телевизоры с плазменным экраном обеспечивают отличную контрастность изображения, а по яркости превосходят большинство ЖК и LED-экранов примерно в 3 раза. Ведь пиксель в неактивном состоянии ничего не излучает - он действительно черный, а излучаемые им в активном состоянии свет обладает достаточно высокой интенсивностью. Использование люминофора делает цвета яркими и насыщенными. Плазменные телевизоры, по сравнению с ЖК и LED, обладают очень малым временем отклика.

Плазменная технология имеет ряд специфических конструктивных проблем. Основная - проблема минимального размера ячеек. Создать ячейку малого размера - фактически наполненную газом стеклянную колбу с электродами - достаточно сложно. Поэтому путь развития данной технологии идет вразрез с развитием других «матричных» технологий визуализации: диагонали экранов плазменных телевизоров только недавно достигли 32 дюймов, в то время как плазменные экраны больших диагоналей (свыше 50 дюймов) существуют уже довольно давно.

Наличие в продаже только моделей с большими диагоналями экранов, сделали плазменные телевизоры привычным выбором для покупателей, желающих получить максимум удовольствия от просмотра фильмов в ярком, насыщенном цвете.

Основные характеристики телевизора:

Диагональ экрана;

Разрешение.

Расширенные параметры телевизора:

Время отклика матрицы;

Контрастность;

Яркость;

Углы обзора;

Интерфейсы;

Дополнительные функции.

Диагональ экрана

Диагональ экрана можно считать основополагающей характеристикой телевизора. Она непосредственно влияет на его габариты, вес и цену. Правильно подобранная диагональ экрана во многом определяет комфорт и впечатления, получаемые от просмотра, поэтому заслуживает самого пристального внимания при выборе.

Традиционно размер диагонали экрана измеряется в дюймах и обозначается, например, так: 32”. Его несложно пересчитать в сантиметры: 1 дюйм = 2,54 см.

Для того, чтобы просмотр был комфортным, диагональ экрана телевизора обязательно должна соответствовать размерам помещения, в которое планируется его поставить. Наиболее распространенными на отечественном рынке являются экраны размером от 26 до 42 дюймов. Для телевизора в гостиной большой размер диагонали экрана очень важен, поскольку в этом помещени может одновременно собраться вся семья или группа гостей, и каждым из присутствующих изображение должно восприниматься четко, при этом не вызывать напряжения и усталости глаз. Вариантов планировки может быть множество, но в большинстве случаев для гостиной будет оптимален телевизор с диагональю экрана от 32”.

Для кухни и спальни лучше выбрать телевизор поменьше, ведь площадь этих помещений обычно уступает площади гостиной. Как показывают исследования, оптимальная диагональ экрана телевизора должна быть примерно в 3 раза меньше расстояния, на котором предполагается его смотреть. Если телевизор слишком велик для данного конкретного помещения, изображение на экране не будет восприниматься целостно. Может быть заметна некоторая «зернистость» картинки и ступенчатость границ между объектами. Особенно это актуально для моделей с плазменным экраном: при просмотре на слишком малом расстоянии, изображение имеет тенденцию «распадаться», то есть становятся заметны отдельные пиксели. Поэтому для кухни мы рекомендуем выбирать телевизор с диагональю экрана 20-26 дюймов, для спальни она может быть чуть больше - до 32”.

Большинство моделей с диагональю экрана 15-21” имеют вход D-Sub (его иногда еще называют «VGA») или DVI-порт, которые позволяют подключить телевизор к компьютеру в качестве монитора.


Разрешение

Обязательно нужно обратить внимание на разрешение экрана. Эта характеристика отвечает за качество и детализацию изображения.

Экран любого жидкокристаллического, светодиодного или плазменного телевизора состоит из ячеек, называемых пикселями, общее количество которых и называется разрешением экрана (англ. «resolution»). Оно выражается в виде двух чисел, первое из которых обозначает количество пикселей по горизонтали, а второе - по вертикали, например, 1920х1080. Высокое разрешение экрана позволяет телевизору выводить четкое изображение с большим количеством деталей и ровные линии без эффекта ступенчатости.

Телевизор с диагональю экрана 42” и разрешением 1920х1080 покажет более четкую картинку, чем имеющий разрешение 1366х768 при той же диагонали. Дело в том, что наличие большего количества пикселей на одинаковой площади экрана означает меньший размер каждого из них.

На сегодняшний день наилучшее качество изображения, доступное для широкого потребителя, обеспечивает сравнительно новый стандарт цифрового телевидения - HDTV или телевидение высокой четкости (ТВЧ).

HDTV (англ. «High-Definition TeleVision») - набор стандартов телевизионного вещания высокого качества, включающий в себя требования к формату, разрешению и способу формирования изображения, а также - к качеству звука.

Форматы стандартов высокой четкости:

720p: разрешение 1280×720 точек, прогрессивная развертка;

1080i: разрешение 1920×1080 точек, чересстрочная развертка;

1080p: разрешение 1920×1080 точек, прогрессивная развертка.

Развертка, обозначаемая латинскими буквами «i» и «p», - это способ вывода кадра на экран. В отличие от чересстрочной (англ. «Interlacing Scan»), прогрессивная развертка (англ. «Progressive Scan») обеспечивает лучшее качество изображения, то есть полностью устраняет эффект «гребенки» на границах объектов, движущихся горизонтально, а также дрожание неподвижной картинки (например, в режиме паузы). Для работы с использованием прогрессивной развертки, телевизору требуется более мощный и дорогой процессор, однако поддержка этого режима обязательна для современного HDTV-экрана.

Стандарты телевидения высокой четкости разработаны европейской «Ассоциацией информационных и коммуникационных технологий и бытовой электроники» (EICTA). Чтобы облегчить идентификацию моделей, этой организацией были также опубликованы требования к техническим параметрам устройств, способных обрабатывать сигналы высокой четкости Также была утверждена специальная маркировка.

Модели, удовлетворяющие минимальным требованиям HDTV, маркируются знаком «HD-Ready», что дословно означает «готов к HDTV». То есть, телевизор с наклейкой «HD-Ready» обязательно оснащен:

Экраном с разрешением не менее 1280х720 точек;

Как минимум, одним входом, способным принимать HD-сигнал в форматах 720p и 1080i. Это может быть аналоговый компонентный вход YPbPr1, либо цифровой DVI или HDMI;

Как минимум, одним цифровым входом DVI или HDMI с поддержкой технологии защиты контента HDCP.

Наиболее распространенное разрешение для телевизоров «HD-Ready» - 1366х768 пикселей. Сигнал формата 1080i такие модели вынуждены интерполировать, уменьшая его разрешение.

Маркировку «Full HD» получают телевизоры, способные выводить изображение формата 1080p и обязательно оснащенные хотя бы одним HDMI-входом для приема сигнала высокой четкости. Экран современного Full HD-телевизора всегда имеет разрешение 1920х1080.

Экран ТВЧ-телевизора всегда широкоформатный, то есть имеет соотношение сторон 16:9. Такой формат покрывает до 70% поля зрения человеческого глаза, что позволяет зрителю глубже погрузиться в атмосферу фильма, что усиливает впечатления от просмотра.

Российское эфирное аналоговое телевещание имеет разрешение 720х576 точек при соотношении сторон 4:3. Видео со стандартного DVD-диска обычно воспроизводится в разрешении 720х480 (16:9). Возникает закономерный вопрос - сможет ли новый телевизор принимать сигнал от «не-HDTV» источников, и как это отразится на качестве изображения?

Да, телевизор высокой четкости способен принимать и выводить на экран сигнал стандартного разрешения. При этом изображение с соотношением сторон 4:3 может быть выведено на широкоформатный экран двумя способами: с черными полосами по краям картинки, либо путем небольшой обрезки сверху и снизу. Некоторые модели телевизоров имеют специальный блок обработки, который очищает аналоговый сигнал от помех, увеличивает разрешение при помощи интерполяции, применяет цифровые алгоритмы сглаживания, таким образом, улучшая картинку до стандартов HDTV. Однако ожидать «чудес» от подобных преобразований все же не стоит. Для получения высококачественного изображения необходим сигнал высокой четкости.

К сожалению, в России не ведется повсеместного телевизионного вещания высокой четкости. Это требует модернизации большого количества телестанций и перехода к полностью цифровому телевещанию, который запланирован на 2015 год. Поэтому источником сигнала высокой четкости на данный момент могут служить только Blu-Ray диски, спутниковое или кабельное телевидение, игровые приставки. Тем не менее, в некоторых районах страны цифровое вещание уже запускается, появляются и развиваются сети кабельного ТВ.

Время отклика матрицы

Понятие «время отклика» не применялось к кинескопным телевизорам, поскольку продолжительность послесвечения люминофора была достаточно мала. Но с появлением «матричных» экранов, этот параметр приобрел большое значение.

Время отклика матрицы - это среднее время, за которое элемент матрицы экрана переходит из одного состояния в другое. Слишком большое время отклика может выражаться в появлении «шлейфов» остаточного свечения за быстродвижущимися объектами.

Обычно измеряется время перехода пикселя от белого цвета к черному, а затем - обратно. Но некоторые производители измеряют время отклика по так называемой схеме «GtG» (англ. «Grey-to-Grey», «от-серого-к-серому»). Время отклика выражается в миллисекундах (мс). Его типичные значения, к примеру для ЖК-матриц, находятся в диапазоне от 2 до 10 мс.

Во время просмотра динамичных сцен в фильмах, например, погонь или боев, малое время отклика не позволит картинке «смазаться». Для комфортного просмотра фильмов и передач, достаточно экрана со временем отклика до 8-10 мс, но если вы планируете подключать телевизор к компьютеру, следует ограничить свой выбор моделями, обладающими временем отклика менее 5 мс. На время отклика можно не обращать внимания, если вы покупаете плазму. В этом случае, его значение неизменно мало.

Контрастность

Еще одна характеристика экрана телевизора, влияющая на комфорт при просмотре, - контрастность изображения, которая представляет собой отношение яркости самого светлого участка к самому темному. То есть, чем ярче матрица отображает белый цвет, и глубже, насыщенней - черный, тем выше уровень контрастности экрана. Так, например, при контрастности 1000:1, белые участки в 1000 раз ярче черных. Высокая контрастность позволяет различить больше оттенков цветов и деталей картинки.

Но собственная, «конструкционная» (ее еще называют статической) контрастность даже дорогих ЖК-матриц все же недостаточна, особенно при воспроизведении HD-видео, где требования к качеству изображения очень велики.

Для повышения видимой контрастности, производители придумали достаточно действенное и, вместе с тем, недорогое решение. Современный телевизор анализирует содержание каждого кадра и автоматически регулирует яркость экрана. Таким образом, в сценах с низкой освещенностью, подсветка излучает меньше света, делая темные цвета более глубокими, а в светлых кадрах - становится ярче, усиливая белый цвет.

Контрастность, измеряемая с использованием такой автоматической регулировки яркости подсветки, называется динамической контрастностью (англ. «Dynamic Contrast», DC). Ее значения у дорогих моделей могут достигать 5 000 000:1, а приемлемое качество изображения обеспечивают значения динамической контрастности около 10000:1.

Применение светодиодной подсветки для ЖК-матриц телевизоров позволило заметно повысить контрастность, поэтому на экране LED-телевизора изображение выглядит глубже и четче, чем на обычном ЖК.

Яркость

Высокая яркость экрана позволяет комфортно смотреть телевизор в условиях внешнего, естественного или искусственного, освещения. Изображение с низкой яркостью плохо воспринимается и приводит к чрезмерному напряжению глаз.

Яркость экрана телевизора выражается в силе света на единицу площади и измеряется в кд/м2 (читается как «кандел на метр квадратный»).

В настоящее время наиболее дорогие модели ЖК-телевизоров уже почти сравнялись по яркости с плазменными, которые всегда выигрывали в этом параметре за счет самосвечения элементов экрана. Но большая часть ЖК-матриц все же уступает им, так как потоку света от ламп или светодиодов приходится преодолевать слой жидких кристаллов, прозрачность которых не является абсолютной. Типичные величины яркости для ЖК и LED-телевизоров составляют от 300 до 600 кд/м2, а у «плазм» она легко достигает 1500 кд/м2.

Вместе с тем, яркость не является такой уж единственно важной характеристикой телевизора, как ее пытаются преподать некоторые производители. Дело в том, что с увеличением яркости изображения падает его контрастность, а цвета становятся тусклыми и невзрачными, несмотря на заявляемый «большой цветовой охват». Поэтому высокая яркость экрана всегда должна сочетаться с достаточной контрастностью.

Исходя из практического опыта, мы можем сформулировать несколько рекомендаций по выбору оптимального соотношения яркости и контрастности. Так, для бюджетной модели телевизора с яркостью 300 кд/м2 контрастность должна быть не менее 1000:1. В среднем сегменте советуем выбирать экран яркостью 400-500 кд/м2 при контрастности порядка 5000-10000:1, а для класса «хай-энд» - уже от 600 кд/м2 и не менее 20000:1.

Избыточный запас яркости не будет лишним, тем более что ее всегда можно отрегулировать в достаточно широких пределах. И конечно, «потягаться» в яркости с прямым солнечным светом может не всякий телевизор, поэтому следует избегать его установки напротив окон.

Углы обзора

Максимальный угол обзора - еще одна характеристика телевизора, появившаяся с приходом цифровых экранов. Она обозначает максимальный угол к плоскости экрана телевизора, при просмотре с которого изображение воспринимается без искажений.

Чтобы разобраться, откуда появляются искажения, необходимо внимательней изучить устройство экранной матрицы - этот эффект обусловлен самой ее структурой.

Жидкокристаллическая матрица представляет собой многослойную поверхность и представляет собой очень тонкую конструкцию. Пиксели оптически изолированы друг от друга поляризационными фильтрами, а лампы или светодиоды подсветки расположены на очень малом, но все-таки ненулевом расстоянии от них. И поэтому свет, проходя сквозь ячейки, попадает в своеобразный «колодец», который ограничивает область его рассеивания.

Больший угол обзора обеспечивает более тонкая, а значит, и дорогая матрица. Большинство жидкокристаллических телевизоров имеют угол обзора от 170 градусов, а флагманы модельных рядов - 175-178 градусов.

Искажения проявляются в виде изменения цветов на экране и падения видимой яркости и контрастности изображения. По мере увеличения угла просмотра наблюдатель видит не резкое падение качества картинки, а постепенное его ухудшение. Наилучший результат достигается при взгляде, перпендикулярном экрану, а в диапазоне примерно от -60 до +60 градусов искажения остаются малозаметными. Таким образом, оптимальный угол просмотра телевизора составляет около 120 градусов.

Бюджетные модели, как правило, имеют углы обзора около 160-170 градусов. Но при правильной установке такой модели просмотр с «неподходящего» угла будет невозможен, и вы просто не сможете заметить искажений, при этом неплохо сэкономив. Хорошим вариантом будет, например, установка такого телевизора у торцевой (короткой) стены не слишком большого помещения. Чтобы не возникло дискомфорта, связанного с неправильно выбранным углом обзора, необходимо продумать место установки телевизора.

У плазменных панелей проблема с углами обзора не стоит столь остро, благодаря особенностям этой технологии. Дело в том, что видимый свет испускается слоем люминофора, который находится гораздо ближе к наружной поверхности экрана, чем лампы или светодиоды подсветки у ЖК и LED-экранов. Поэтому практически все плазменные телевизоры обеспечивают максимальный угол обзора около 175-178 градусов.

Интерфейсы

Интерфейсы телевизора позволяют подключать к нему другие устройства: DVD и Blu-Ray проигрыватели и видеомагнитофоны, игровые консоли, цифровые фото- и видеокамеры, акустические системы объемного звука, ноутбуки и другие атрибуты современного «цифрового дома».

Список возможных интерфейсов достаточно широк:

Композитный (AV). Был широко распространен в эпоху кинескопных телевизоров, но предлагаемое им качество не удовлетворяет сегодняшним требованиям. Поэтому композитным входом телевизоры оснащаются для совместимости со старыми устройствами. Обычно представлен в виде трех разъемов типа RCA («тюльпан»), один из которых, как правило, желтый, используется для передачи видео, а два других - для передачи стереозвука.

Компонентный.
Аналоговый интерфейс, реализующий передачу видеосигнала в виде трех компонентов изображения. При этом отпадает необходимость микширования сигнала в источнике и последующего разделения его в приемнике, что обеспечивает лучшее качество картинки по сравнению с композитным входом. Тем не менее, уступает цифровым соединениям, и телевизоры оснащаются компонентными видео- и аудио выходами для совместимости со старыми устройствами. Коммутация осуществляется при помощи разъемов типа RCA («тюльпан»). Не передает звук.

SCART.
Комбинированный многоконтактный интерфейс для аналоговой передачи (ввода и вывода) изображения и звука по кабелю длиной до 15 метров. Является стандартом для устройств, предназначенных к реализации на европейском рынке. По качеству передачи видеосигнала находится на уровне компонентного интерфейса, но некоторые модели телевизоров также позволяют производить через SCART двухсторонний обмен цифровыми командами, например, синхронизацию запуска телевизора и видеомагнитофона. Совместим с композитным и компонентным интерфейсами при помощи переходников типа SCART-«тюльпан».

SCART-RGB. Такое обозначение иногда применяется для идентификации интерфейса SCART, поддерживающего передачу видеосигнала в RGB-режиме, что обеспечивает лучшее качество изображения.

S-Video. Аналоговый разъем, применяемый для вывода изображения на телевизор с компьютера, ноутбука, видеорекордера, цифровой камеры и других устройств. Подобрав соответствующий кабель-переходник, например, c S-Video на 4 «тюльпана» или с S-Video на SCART, можно подключать самые различные источники изображения. Не передает звук.

D-Sub. Распространенный стандартный аналоговый видеовыход, применяемый для подключения к телевизору компьютеров. Передаваемый по этому интерфейсу сигнал очень чувствителен к помехам и электромагнитным наводкам, поэтому качество изображения зависит от качества используемого кабеля и его длины, которая может составлять до 15 метров. Телевизоры, оснащенные D-Sub, обычно могут использоваться как полноценные компьютерные мониторы. Не передает звук.

DVI. Передает более качественное изображение, чем D-Sub, за счет использования цифрового формата сигнала и отсутствия двойного цифро-аналогового преобразования. DVI-кабель длиной 4,5 метра позволяет передавать изображение разрешением 1920х1200, а кабель длиной 15 м - до 1280x1024 точек. Не передает звук.

HDMI. современный мультимедийный интерфейс высокой четкости, предназначенный для передачи видеосигнала высокой четкости (до 2560x1440) и многоканального звука по единому кабелю длиной до 5 метров. Совместим с DVI, но используется, главным образом, для коммутации различной бытовой аудио/видео техники, также посредством HDMI можно подключить к телевизору компьютер, оснащенный данным интерфейсом.

Mini-jack.
Стереоразъем, используемый для вывода звука, часто присутствует на передней панели телевизора. В этом случае предназначается для подключения наушников.

Коаксиальный аудио-выход (BNC). Цифровой интерфейс для передачи звука. Отличается высоким качеством сигнала и минимальным уровнем помех. Используется для передачи звука между телевизором и дисковым проигрывателем или AV-ресивером, а также - для подключения акустических систем объемного звука.

Оптический аудио-выход (Toslink). Цифровой интерфейс для передачи объемного звука. Позволяет передавать многоканальный сигнал без помех, благодаря использованию оптического кабеля, который не подвержен электрическим наводкам. Используется для передачи звука между телевизором и дисковым проигрывателем или AV-ресивером, а также - для подключения акустических систем объемного звука.

USB. Компьютерный разъем, получивший распространение и в телевизионной технике. Используется для чтения музыки и видеозаписей с флеш-накопителей. Обычно расположен на передней панели телевизора, что позволяет быстро подключить «флешку» для просмотра. В отсутствие цифрового телевещания, порт USB может служить удобным источником HD-сигнала.

Как правило, любой телевизор оснащен большим набором разнообразных разъемов, но только дорогие модели могут «похвастаться» наличием всех существующих интерфейсов, и, соответственно, универсальностью в подключении.

При выборе телевизора необходимо заранее продумать, к каким устройствам вы планируете его подключать, и удостовериться, что в выбранной вами модели телевизора есть соответствующие интерфейсы. В наборе портов лучше предусмотреть и те, которые могут пригодиться в будущем.

В последнее время стало очень популярным подключение устройств по HDMI. Помимо высокой пропускной способности, этот интерфейс обладает высокой универсальностью, и поэтому им оснащаются многие компоненты современной домашней медиа-системы. Предпочтение следует отдавать моделям телевизоров, обладающих как можно большим количеством портов HDMI.

Тюнеры

Несмотря на возможность подключения множества источников сигнала, прием телевизионных программ остается важной задачей телевизора. Любой телевизор имеет встроенный электронный блок, отвечающий за прием эфирного, спутникового или кабельного телевизионного сигнала, который называется тюнером (англ. «tuner», дословно, «настройщик»).

Телевизор может быть оснащен более чем одним тюнером. Так, два тюнера позволяют использовать режим «картинка-в-картинке» (англ. «Picture-in-picture», PIP), чтобы выводить на экран изображение сразу от двух телевизионных каналов. Это может пригодиться, например, если вы ожидаете начала какой-либо передачи, просматривая новости или музыкальные клипы. Часто производитель указывает поддержку режима PIP в характеристиках телевизора, имеющего только один тюнер. В этом случае данная функция будет работать только при подключении дополнительных источников сигнала, кроме антенны: проигрывателя дисков, компьютера, видеокамеры, спутникового ресивера или других.

Тюнеры бывают трех типов:
аналоговый. Пока что самый актуальный для российского покупателя тип тюнера. Позволяет принимать аналоговый телевизионный сигнал от обычной антенны или сети кабельного ТВ;

цифровой. Способен принимать сигнал цифрового телевизионного вещания. На данный момент оно в России практически нигде не ведется, поэтому наличие в телевизоре цифрового тюнера сейчас может рассматриваться только как задел на будущее;

гибридный.
Совмещает в себе возможности цифрового и аналогового тюнеров. На сегодняшний день на рынке достаточно много телевизоров, оснащенных гибридным тюнером, и покупку подобной модели, вероятно, можно считать оптимальным вариантом.

Звук

Встроенная акустическая система присутствует практически в любом современном телевизоре. При покупке ТВ-экрана для гостиной обычно подразумевается подключение системы домашнего кинотеатра, но если целевым помещением является кухня или спальня, для экономии места можно обратить внимание и на собственные звуковые возможности устройства.

Недорогие модели телевизоров способны воспроизводить только монофонический звук и используют один или два динамика. Более продвинутые - оснащены встроенной стереосистемой, в которой количество динамиков может быть от двух до восьми. Некоторые российские эфирные телеканалы ведут вещание со стереозвуком формата A2/NICAM, и для полноценного приема таких передач тюнер также должен поддерживать этот формат.

Высокая мощность встроенной акустической системы телевизора важна для создания достаточной силы звучания в больших помещениях. Рационально, что телевизоры небольших диагоналей оснащаются акустикой мощностью 1-5 Вт, а больших - 10-20 Вт и более. Как правило, производитель подбирает ее такой, чтобы обеспечить комфортное звучание при установке телевизора в подходящем по размеру помещении (см. подраздел «Диагональ экрана»).

При выборе телевизора для гостиной стоит обратить внимание на наличие в нем процессора Dolby Digital. Он позволит телевизору самостоятельно раскодировать сигнал для воспроизведения многоканальной звуковой дорожки формата 5.1, а при наличии встроенного усилителя - вывести ее на внешнюю акустическую систему. В противном случае для получения объемного звучания вам потребуется подключить другое устройство, оснащенное декодером Dolby Digital.

Дополнительные функции

Многие современные телевизоры имеют в своем арсенале набор дополнительных возможностей, при помощи которых производители расширяют функциональность продуктов. Привести здесь какие-либо конкретные рекомендации достаточно сложно: ваш выбор, скорее всего, будет зависеть от того, насколько нужной и удобной покажется вам та или иная функция.

Некоторые модели телевизоров Philips оснащены функцией «AmbiLight», которая при помощи дополнительных многоцветных ламп на корпусе создает фоновую подсветку в комнате. Ее цвет выбирается в зависимости от цвета, преобладающего в сцене: например, если там присутствует огонь, подсветка будет оранжево-красной. Это позволяет усилить впечатление от просмотра фильма и добиться более полного погружения в его атмосферу.

Телевизоры Panasonic серии Viera имеют функцию VIERALink, которая позволяет легко объединить несколько устройств этой марки, например, проигрыватель дисков, спутниковый и AV-ресивер в единую согласованную систему и управлять ею при помощи всего одного пульта. Подобным же образом действует технология Sony BraviaSync, применяемая в телевизорах серии Bravia.

Ниже приведем краткий список других дополнительных функций, встречающихся во многих моделях телевизоров разных брендов:

таймер выключения/включения. Позволяет настроить телевизор на автоматическое включение или выключение в определенное время. Например, экран в кухне будет включаться в то время, когда вы собираетесь на работу;

частота 24 Гц (24p True Cinema).
Первоначально фильмы снимаются с частотой 24 кадра в секунду. Но при записи их на обычный DVD-диск формат требует частоты 25 кадров в секунду, что приводит к легкому ускорению изображения при просмотре. Телевизор с поддержкой этой функции способен восстановить оригинальную частоту кадров при воспроизведении, с условием, что проигрыватель дисков также поддерживает ее;

гид по программам (EPG). Электронная программа передач с описанием. Более удобна, чем ее бумажно-газетный вариант, но поддержка данной функции существует только для цифрового эфирного или кабельного телевещания;

защита от детей. Предотвращает включение телевизора детьми в отсутствие взрослых. Также может реализовывать блокировку отдельных телеканалов;

телетекст. Позволяет получать дополнительную информацию на экран телевизора, если такая возможность предоставляется местным телевещанием;

автоматическая регулировка громкости. Телевизионные каналы и записи на дисках могут иметь различный уровень громкости. Данная функция автоматически анализирует громкость звука источника и подстраивает ее в соответствии с выбранным пользователем уровнем;

ввод названий каналов. Позволяет легко идентифицировать каналы при помощи пользовательских меток;

список любимых каналов. В него можно внести каналы, которые вы хотели бы смотреть, не тратя время на переключение программ по очереди;

стоп-кадр (Time Shift). Дает возможность «остановить время», поставив паузу при просмотре телевизионной программы. Естественно, ее трансляция продолжается, но вы ничего не пропустите, так как телевизор сохраняет во внутреннюю память видеозапись, которую можно посмотреть позже.

Некоторые модели телевизоров предоставляют возможность выбора режимов работы: стандартный, игровой, кино и другие. Переключение на соответствующий режим позволяет автоматически настроить параметры работы экрана таким образом, чтобы они оптимально подходили для выбранного типа изображения. Например, игровой режим активизирует специальную схему для уменьшения времени отклика матрицы и тем самым устраняет эффект смазывания быстродвижущихся объектов, что очень важно для игр.

Покупаем телевизор

Руководствуясь приведенными рекомендациями и внимательно анализируя параметры, можно легко выбрать телевизор, наиболее подходящий именно вам. Мы надеемся, что с помощью наших советов вы сможете создать у себя дома современную, высокотехнологичную, слаженно работающую медиа-систему, которая сделает ваш отдых дома веселее и приятнее.

Практически самым важным параметром, который определяет качество монитора или экрана, является контрастность. Под этим термином понимают максимальную разницу между самым темным цветом (в идеале - абсолютный черный цвет), который может отобразить экран, и самым светлым (белый).

Точной методики, по которой измеряется контрастность, нет. По этой причине производители используют любую, существующую на сегодняшний день, и результаты выдают за реальные параметры монитора, хотя это не совсем так. При таких проверках создаются идеальные для каждого режима условия, которых просто не может существовать при ежедневном использовании монитора или экрана. В результате параметры получают завышенные в десятки раз. Поэтому, при выборе монитора или экрана, ориентируйтесь на собственное восприятие, а не на паспортные параметры, хотя их и нужно знать, но они не должны стать определяющими при выборе.

Контрастность различают двух видов: естественную статическую (родную) и динамическую. Под естественной понимают разницу между черным и белым цветом, которую способен выдать монитор без дополнительной обработки картинки сервисными программами. Динамическая контрастность - название технологии, которая позволяет улучшить исходные параметры экрана. Этот параметр обеспечивается программным обеспечением, которое анализирует текущую картинку и изменяет освещенность монитора в определенных точках.

Монитор жидкокристаллический сам не излучает свет, для подсветки изображения используют специальные микролампы или светодиоды, которые располагаются за экраном. Для достижения наибольшей контрастности картинки на участке экрана с темным цветом происходит отключение подсветки, чем достигается более глубокий черный цвет. Для обеспечения наиболее яркого белого - интенсивность свечения элементов усиливается. Эта технология и носит название динамическая контрастность. При помощи такой можно во много раз увеличить реальную характеристику экрана.

Динамическая контрастность может быть реализована только на подвижной картинке. Если изображение статично (например, обработка текста в текстовом редакторе) действует только естественная контрастность, которая и является основной технической характеристикой монитора. Именно она в данном режиме и определяет параметры изображения.

При просмотре фильмов или во время игры, динамическая контрастность намного улучшает восприятие и четкость картинки. Так что полностью назвать эту технологию ненужной или излишней нельзя, но это именно технология, а не параметр экрана. Дисплей с высокой естественной контрастностью всегда покажет глубокие цвета и обеспечит высокую четкость изображения, а динамическая только улучшает подвижную картинку, при этом текст на экране останется серым, а не черным. По этой причине, выбирайте те экраны или мониторы, при работе которых вы чувствуете себя наиболее комфортно - мы разные и одни и те же параметры будут по-разному восприниматься различными людьми. Ориентируйтесь на личное восприятие и ощущения, но не забывайте и о технических параметрах.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: