Формы в HTML

Зачастую на Web – сайтах можно встретить страницы с размещенными на них HTML - формами. Веб-формы – удобный способ получения информации от посетителей вашего сайта. Пример тому – , – которая обеспечивает обратную связь с посетителями и разработчиками сайта. Формы так же удобны и для разработчиков сайта при разработке CMS, которая позволяет поддерживать главное свойство сайта - актуальность. Данная статья посвящена основам создания HTML-форм, их обработке и способам передачи данных из экранных форм в PHP-сценарии.

1) Создание простой формы

Теги

и
задают начало и конец формы. Начинающий форму тег
содержит два атрибута: action и method . Атрибут action содержит адрес URL сценария, который должен быть вызван для обработки сценария. Атрибут method указывает браузеру, какой вид HTTP запроса необходимо использовать для отправки формы; возможны значения POST и GET .

Замечание

Главное отличие методов POST и GET заключается в способе передачи информации. В методе GET параметры передаются через адресную строку, т.е. по сути в HTTP-заголовке запроса, в то время как в методе POST параметры передаются через тело HTTP-запроса и никак не отражаются на виде адресной строки.

$text = nl2br ($_POST [ "mytext" ]);
?>

Задача: Пусть необходимо создать выпадающий список с годами с 2000 по 2050.
Решение: Необходимо создать HTML форму c элементом SELECT и PHP – сценарий для обработки формы.

Обсуждение:

Для начала создадим два файла: form.html и action.php . В файле form.html будет содержаться html-форма с выпадающим списком. Причем значения в списке можно указать двумя способами:

I. Ввод данных вручную:

II. Ввод данных через цикл:

Как видно, второй пример с циклом, более компактный. Думаю, не стоит приводить скрипт обработчика данной формы, потому что он обрабатывается точно так же как текстовое поле, т.е. значения списка можно извлечь из суперглобального массива $_POST .

Описание:

Создадим HTML-форму для отправки файла на сервер.




В данной html-форме присутствует элемент browse , который открывает диалоговое окно для выбора файла для загрузки на сервер. При нажатии на кнопку "Передать файл" , файл передается сценарию-обработчику.

Затем необходимо написать сценарий обработчик action.php . Перед написание обработчика необходимо определиться в какой каталог мы будет копировать файл:

if(isset($_FILES [ "myfile" ])) // Если файл существует
{
$catalog = "../image/" ; // Наш каталог
if (is_dir ($catalog )) // Если такой каталог есть
{
$myfile = $_FILES [ "myfile" ][ "tmp_name" ]; // Времменый файл
$myfile_name = $_FILES [ "myfile" ][ "name" ]; // Имя файла
if(! copy ($myfile , $catalog )) echo "Ошибка при копировании файла " . $myfile_name // Если неудалось скопировать файл
}
else mkdir ("../image/" ); // Если такого каталога нет, то мы его создадим
}
?>

Замечание

Если вы доверяете пользователям закачивать на ваш сервер любые файлы, нужно быть предельно осторожным. Злоумышленники могут внедрить «нехороший» код в картинку или файл и отправить на сервер. В таких случаях нужно жестоко контролировать загрузку файлов.

Данный пример демонстрирует создание каталога и копирование файла в этот каталог на сервер.

Также хотел бы продемонстрировать пример с элементом checkbox . Этот элемент немного отличается от других элементов тем, что если не один из элементов checkbox ’a не выбран, то суперглобальная переменная $_POST вернет пустое значение:


Синий
Черный
Белый

if (!empty($_POST [ "mycolor" ])) echo $_POST [ "mycolor" ]; // Если выбран хоть 1 элемент
else echo "Выберите значение" ;
?>

В процессе навигации по сайтам пользователь, в основном, только щёлкает по ссылкам чтобы перемещаться по веб-страницам.

Но понятно, что пользователю иногда требуется обеспечить собственные поля ввода . Эти виды взаимодействия включают в себя:

  • регистрацию и вход на сайтах;
  • ввод личной информации (имя, адрес, данные кредитной карты и др.);
  • фильтрацию контента (с помощью выпадающих списков, флажков и др.);
  • выполнение поиска;
  • загрузку файлов.

Чтобы приспособиться к этим потребностям, HTML предлагает интерактивные элементы управления формы:

  • текстовые поля (для одной или нескольких строк);
  • переключатели;
  • флажки;
  • выпадающие списки;
  • виджеты для загрузки;
  • кнопки отправки.

Эти элементы управления задействуют разные теги HTML, но большинство из них использует тег . Поскольку это самозакрывающий элемент, тип поля определяется его атрибутом type :

Элемент

является блочным элементом, который определяет интерактивную часть веб-страницы. Как результат, все элементы управления (такие как , используется вместо элемента , когда нужно создать большие текстовые поля. Текст, отображаемый как исходное значение, помещается внутрь тега. Размеры поля устанавливаются при помощи атрибутов cols – размеры по горизонтали, rows – размеры по вертикали. Высоту поля можно задать свойством height . Все размеры считаются исходя из размера одного символа моноширинного шрифта.

Таблица 4. Атрибуты тега

7. Кнопки

Элемент создает кликабельные кнопки. В отличие от кнопок, созданных ( , , , ), внутрь элемента .

Кнопки позволяют пользователям передавать данные в форму, очищать содержимое формы или предпринимать какие-либо другие действия. Можно создавать границы, изменять фон и выравнивать текст на кнопке.

Таблица 9. Атрибуты тега
Атрибут Значение / описание
autofocus Устанавливает фокус на кнопке при загрузке страницы.
disabled Отключает кнопку, делая ее некликабельной.
form Указывает на одну или несколько форм, которым принадлежит данная кнопка. Значение атрибута — идентификатор соответствующей формы.
formaction Значение атрибута содержит url-адрес обработчика данных формы, отправляемых при нажатии на кнопку. Только для кнопки типа type="submit" . Переопределяет значение атрибута action , указанного для элемента .
formenctype Задает тип кодировки данных формы перед отправкой на сервер при нажатии на кнопки типа type="submit" . Переопределяет значение атрибута enctype , указанного для элемента . Возможные значения:
application/x-www-form-urlencoded — значение по умолчанию. Все символы перед отправкой будут закодированы.
multipart/form-data — символы не кодируются. Используется в случае, когда с помощью формы загружаются файлы.
text/plain — символы не кодируются, а пробелы заменяются на символ + .
formmethod Атрибут определяет метод, который браузер будет использовать для отправки формы. Переопределяет значение атрибута method , указанного для элемента . Указывается только для кнопок типа type="submit" . Возможные значения:
get — данные из формы (пара имя/значение) добавляются в url-адрес и отправляются на сервер. Данный способ имеет ограничения по размеру отправляемых данных и не подходит для отправки паролей и конфиденциальной информации.
post — данные из формы добавляются в виде http-запроса. Метод является более надежным и безопасным, чем get и не имеет ограничений по размеру.
formnovalidate Атрибут задает, что данные формы не должны проверяться при отправке. Указывается только для кнопок типа type="submit" .
formtarget Атрибут задает, в каком окне выводить результат после отправки формы. Указывается только для кнопок типа type="submit" . Переопределяет значение атрибута target , указанного для элемента .
_blank — загружает ответ в новое окно/вкладку
_self — загружает ответ в то же окно (значение по умолчанию)
_parent — загружает ответ в родительский фрейм
_top — загружает ответ во весь экран
framename — загружает ответ во фрейм с указанным именем.
name Задает имя кнопки, значение атрибута — текст. Используется для ссылки на данные формы, после того как форма была отправлена, или для ссылки на данную кнопку (кнопки) в JavaScript.
type Определяет тип кнопки. Возможные значения:
button — кликабельная кнопка
reset — кнопка сброса, возвращает первоначальное значение
submit — кнопка для отправки данных формы.
value Задает значение по умолчанию, отправляемое при нажатии на кнопку.

8. Флажки и переключатели в формах

Флажки в формах задаются с помощью конструкции , а переключатель — при помощи .

Флажков, в отличие от переключателей, в одной форме может быть установлено несколько. Если для флажков указан атрибут checked , то при загрузке станицы на соответствующих полях формы флажки уже будут установлены.

Элемент

HTML форма - это инструмент, с помощью которого HTML-документ может послать некоторую информацию в некоторую заранее определенную точку внешнего мира, где информация будет некоторым образом обработана.

Рассказать о формах в Самоучителе, посвященному HTML, достаточно трудно. Причина очень простая: создать форму HTML гораздо проще, чем ту "точку внешнего мира", в которую HTML форма будет посылать информацию. В качестве такой "точки" в большинстве случаев выступает программа, написанная на Перл или Си.

Программы, обрабатывающие данные, переданные формами, часто называют CGI-скриптами. Сокращение CGI (Common Gateways Interface) означает "общепринятый интерфейс шлюзов". Написание CGI-скриптов в большинстве случаев требует хорошего знания соответствующего языка программирования и возможностей операционной системы Unix.

В настоящее время определенное распространение получил язык PHP/FI, инструкции которого можно встраивать прямо в HTML-документы (документы при этом сохраняются в виде файлов с расширением *.pht или *.php).

HTML формы передают информацию программам-обработчикам в виде пар [имя переменной]=[значение переменной] . Имена переменных следует задавать латинскими буквами. Значения переменных воспринимаются обработчиками как строки, даже если они содержат только цифры.

Как устроена HTML форма

Форма открывается тегом и заканчивается тегом . HTML-документ может содержать в себе несколько форм, однако формы не должны находиться одна внутри другой. HTML-текст, включая теги, может размещаться внутри форм без ограничений.

Тег

может содержать три атрибута, один из которых является обязательным. Вот эти атрибуты:

Обязательный атрибут. Определяет, где находится обработчик формы.

Определяет, каким образом (иначе говоря, с помощью какого метода протокола передачи гипертекстов) данные из формы будут переданы обработчику. Допустимые значения: METHOD=POST и METHOD=GET . Если значение атрибута не установлено, по умолчанию предполагается METHOD=GET .

Определяет, каким образом данные из формы HTML будут закодированы для передачи обработчику. Если значение атрибута не установлено, по умолчанию предполагается ENCTYPE=application/x-www-form-urlencoded .

Простейшая HTML форма

Для того, чтобы запустить процесс передачи данных из формы обработчику, нужен какой-то орган управления. Создать такой орган управления очень просто:

Встретив такую строчку внутри формы, браузер нарисует на экране кнопку с надписью Submit (читается "сабмит" с ударением на втором слоге, от английского "подавать"), при нажатии на которую все имеющиеся в форме данные будут переданы обработчику, определенному в теге .

Надпись на кнопке можно задать такую, какая нравится, путем введения атрибута VALUE="[Надпись]" (читается "вэлью" с ударением на первом слоге, от английского "значение"), например:

Теперь мы знаем достаточно для того, чтобы написать простейшую HTML форму (пример 11). Она не будет собирать никаких данных, а просто вернет нас к тексту этой главы.

Пример 11

Простейшая форма

Надпись, нанесенную на кнопку, можно при необходимости передать обработчику путем введения в определение кнопки атрибута NAME=[имя] (читается "нэйм", от английского "имя"), например:

При нажатии на такую кнопку обработчик вместе со всеми остальными данными получит и переменную button со значением Поехали! .

В форме может быть несколько кнопок типа submit с различными именами и/или значениями. Обработчик, таким образом, может действовать по-разному в зависимости от того, какую именно кнопку submit нажал пользователь.

Как HTML форма собирает данные

Существуют и другие типы элементов . Каждый элемент должен включать атрибут NAME=[имя] , определяющий имя элемента (и, соответственно, имя переменной, которая будет передана обработчику). Имя должно задаваться только латинскими буквами . Большинство элементов должны включать атрибут VALUE="[значение]" , определяющий значение, которое будет передано обработчику под этим именем. Для элементов и , однако, этот атрибут не обязателен, поскольку значение соответствующей переменной может вводиться пользователем с клавиатуры.

Основные типы элементов :

TYPE=text

Определяет окно для ввода строки текста. Может содержать дополнительные атрибуты SIZE=[число] (ширина окна ввода в символах) и MAXLENGTH=[число] (максимально допустимая длина вводимой строки в символах).

Пример:

Определяет окно шириной 20 символов для ввода текста. По умолчанию в окне находится текст Иван, который пользователь может редактировать. Отредактированный (или неотредактированный) текст передается обработчику в переменной user .

TYPE=password

Определяет окно для ввода пароля. Абсолютно аналогичен типу text , только вместо символов вводимого текста показывает на экране звездочки (*). Пример:

Определяет окно шириной 20 символов для ввода пароля. Максимально допустимая длина пароля - 10 символов. Введенный пароль передается обработчику в переменной pw .

TYPE=radio

Определяет радиокнопку. Может содержать дополнительный атрибут checked (показывает, что кнопка помечена). В группе радиокнопок с одинаковыми именами может быть только одна помеченная радиокнопка.

Пример:

9600 бит/с
14400 бит/с
28800 бит/с

Определяет группу из трех радиокнопок, подписанных 9600 бит/с, 14400 бит/с и 28800 бит/с. Первоначально помечена первая из кнопок. Если пользователь не отметит другую кнопку, обработчику будет передана переменная modem со значением 9600 . Если пользователь отметит другую кнопку, обработчику будет передана переменная modem со значением 14400 или 28800 .

TYPE=checkbox

Определяет квадрат, в котором можно сделать пометку. Может содержать дополнительный атрибут checked (показывает, что квадрат помечен). В отличие от радиокнопок, в группе квадратов с одинаковыми именами может быть несколько помеченных квадратов.

Пример:

Персональные компьютеры
Рабочие станции
Серверы локальных сетей
Серверы Интернет

Определяет группу из четырех квадратов. Первоначально помечены второй и четвертый квадраты. Если пользователь не произведет изменений, обработчику будут переданы две переменные: comp=WS и comp=IS .

TYPE=hidden

Определяет скрытый элемент данных, который не виден пользователю при заполнении формы и передается обработчику без изменений. Такой элемент иногда полезно иметь в форме, которая время от времени подвергается переработке, чтобы обработчик мог знать, с какой версией формы он имеет дело. Другие возможные варианты использования Вы вполне можете придумать сами.

Пример:

Определяет скрытую переменную version , которая передается обработчику со значением 1.1 .

TYPE=reset

Определяет кнопку, при нажатии на которую форма HTML возвращается в исходное состояние. Поскольку при использовании этой кнопки данные обработчику не передаются, кнопка типа reset может и не иметь атрибута name .

Пример:

Определяет кнопку Очистить поля формы, при нажатии на которую форма HTML возвращается в исходное состояние.

Помимо элементов , формы HTML могут содержать меню

Все атрибуты обязательны. Атрибут NAME определяет имя, под которым содержимое окна будет передано обработчику (в примере - address). Атрибут ROWS устанавливает высоту окна в строках (в примере - 5). Атрибут COLS устанавливает ширину окна в символах (в примере - 50).

Текст, размещенный между тегами , представляет собой содержимое окна по умолчанию. Пользователь может его отредактировать или просто стереть.

Важно знать, что русские буквы в окне